Логопед

Профилактика речевых нарушений у детей

Нарушения функции речи у детей и их профилактика.
Л.Н. Токмакова, И.Г. Гагаркина, Н.И. Нестеренко

Предпосылки речевых нарушений у детей раннего возраста

Предпосылки речевых нарушений у детей раннего возраста
Родители, внимательные к своим детям, могут увидеть предпосылки дисграфии на первом году жизни:
• Отсутствие реакции на обращенную речь или появление ее с задержкой. В норме с 5-й недели жизни ребенок реагирует на обращенную к нему речь: перестает плакать, прислушивается к голосам родных.

Коррекционный комплекс для занятий с детьми с СДВГ

Профилактика дислексии, дизграфии. Программа цикла развивающих игровых
занятий для детей пяти лет. Разработана Л.Н. Токмаковой
Программа апробирована в ДОУ № 200
Советского района г. Красноярска.
дата начала занятий 11.08.14.
дата окончания занятий 01.12.14.
Продолжительность занятия по программе 20-25 минут, 3 раза в неделю.
На освоение каждого коррекционного комплекса выделялись 4-5 занятий.
Задачи коррекционного цикла:
• развитие крупной и мелкой моторики (в том числе речевой);
• тренировка вестибулярного аппарата;
• улучшение межполушарного взаимодействия;

О нарушениях речи и письма у детей

ПРОГРАММА
«СЕМЬЕВЕДЕНИЕ для всех»

Профилактика и коррекция нарушенных навыков чтения и письма у детей

Красноярск 2014

ВВЕДЕНИЕ

РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ ГОДА ДО ПОЛУТОРА ЛЕТ

Общие рекомендации

Чтобы правильно и своевременно воздействовать на развитие речи ребенка, нужно понимать, на что способен малыш на каждом своем возрастном этапе. Материал, который мы вам предлагаем, содержит не только объяснение закономерностей развития детской речи, но и практические упражнения, которые вы сможете использовать в процессе общения с малышом и на специальных занятиях с ним.

Как правило, первые слова появляются к 1 году, к 1,5 годам многие дети говорят около 50 слов, к двум годам появляются фразы из двух слов.

РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 ДО 3 ЛЕТ

Общие рекомендации

Если вашему малышу уже исполнилось два года, и он постепенно начинает говорить фразой, то вам надо обратить особое внимание на темпы овладения им новыми словами. Накопление новых слов и выражений в «словарном запасе» малыша напрямую зависит от тех требований к его речи, которые предъявляются ребенку в семье, и условий, в которых малыш растет и развивается.

Как помочь ребенку заговорить

Когда же дети начинают говорить? С одной стороны, ответ на этот вопрос очень прост - уже давно установлено, что после полутора лет у ребенка появляются первые слова, и к двум годам дети, как правило, начинают разговаривать. Причем овладение речью имеет характер "взрыва".

Что такое детское словотворчество?

Термином «детское словотворчество» специалисты обозначают широко распространенное явление детской речи. Оно приходится на период с 2,5—3 лет до школьного возраста. Словотворчество состоит в том, что при повседневном общении с взрослыми, сверстниками, при игре малыши непроизвольно включают в свою речь слова такой структуры, которая не используется в языке окружающих, то есть такие словосочетания не могут быть усвоены малышом при подражании речи взрослого. Специалисты отмечают, что эти придуманные ребенком слова понятны по своей семантике (значению) и уместны в употреблении.

Развитие слухового внимания и восприятия у детей, имеющих задержку речевого развития

Различение звуков речи — фонематический слух — является основой для понимания смысла сказанного. При несформированности звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал — что-то точно, а что-то приблизительно. «Игла» превращается во «мглу», «лес» в «лист» или в «лису», «Мишина машина» в «мыши на машине». Ребенок как будто становится немного иностранцем.

Формирование речевого восприятия начинается с узнавания природных, бытовых и музыкальных шумов, голосов животных и людей.

Как помочь ребенку заговорить?

Упражнения, активизирующие речь.

Совместное рассматривание предметов

Взрослый вместе с ребенком наблюдают за чем-то, или кем-то. При этом он очень выразительно описывает все, что они видят. Например: «Смотри, какая киса, какие у нее лапки, хвостик. Потрогай мягкую серую шерстку у кисы. Киса сидит спокойно. Давай позовем ее: «Киса-киса, иди сюда». При этом важно, чтобы дети могли проявить свою активность – выполнить простые движения, сочетая, связывая их со знакомыми и незнакомыми словами.

RSS-материал