РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ ГОДА ДО ПОЛУТОРА ЛЕТ

Общие рекомендации

Чтобы правильно и своевременно воздействовать на развитие речи ребенка, нужно понимать, на что способен малыш на каждом своем возрастном этапе. Материал, который мы вам предлагаем, содержит не только объяснение закономерностей развития детской речи, но и практические упражнения, которые вы сможете использовать в процессе общения с малышом и на специальных занятиях с ним.

Как правило, первые слова появляются к 1 году, к 1,5 годам многие дети говорят около 50 слов, к двум годам появляются фразы из двух слов. Однако индивидуальные темпы овладения языком могут очень сильно различаться. Тем не менее, независимо от этих темпов, существует строгая последовательность стадий речевого развития. Поэтому стимулирующее воздействие на речь ребенка должно соответствовать именно той стадии, на которой дитя находится в настоящее время.

Достаточно часто молодые мамы используют в общении с малышом экспрессивно-мимические средства (жесты, взгляды и т.п.) в большей степени, нежели собственно речь. Однако успешное развитие речи ребенка зависит от употребления вами простых слов, относящихся к конкретным предметам и реальным, происходящим в настоящий момент действиям.

Ваша речь должна быть не только эмоциональна, но и хорошо интонирована, с выделением ударного слога и четкой артикуляцией. Важно, чтобы во время вашего обращения к ребенку он мог видеть как движения ваших губ, так и тот предмет, который вы называете. Будьте очень внимательны к своему малышу. Старайтесь не перегружать его информацией, называя сразу много новых слов.

Внимание ребенка еще очень рассеянно, поэтому просто механическим повторением вы не добьетесь нужного результата. Чтобы малыш вскоре не потерял интерес к занятию, попытайтесь подобрать такие предметы, которые привлекут его внимание своей яркостью, необычностью формы, текстуры и т.п. Дайте ребенку в руки этот предмет, покажите, какое действие можно с ним сделать, спрячьте на глазах у малыша и попросите найти. Поощряйте любой вариант произнесения нового слова, доступный для вашего ребенка.

Игры и упражнения от 1 г. до 1 г. 3 мес.

• «Путешествия по квартире»: показывайте ребенку предметы из окружающей обстановки, обязательно называя их («это мамина шапка», «это папина майка»). Дайте ребенку подержать новый предмет в руках.

• Попробуйте в игре научить ребенка показывать, чьи это вещи. Например, попытайтесь надеть шапочку вашего малыша, вместе посмейтесь, когда у вас ничего не получится. Отдайте малышу его шапочку, а себе возьмите свою. Спросите у малыша: «Это мамина шапка?» Дождитесь его положительного ответа (утвердительным жестом, кивком, улыбкой). В следующий раз попросите малыша из двух шапочек выбрать и дать вам вашу шапку.

• В этом возрасте малыш может заупрямиться и не захотеть отдать вам свою игрушку, хотя будет охотно показывать. Лучше попросите его принести игрушку и, усадив к себе на колени, расскажите о ней. Пусть игрушка остается в руках у ребенка, а вы будете показывать, и называть ее части (например, у куклы: носик, глазки...).

• Постепенно можно учить ребенка вместе рассматривать книжку с крупными яркими рисунками, которую малыш будет держать в руках, а вы будете показывать и называть ему в этой книжке отдельные картинки. Просите и его показать пальчиком изображения игрушек или животных. Вместе с ним имитируйте, как «говорят» собачка, кошка, изображенные на картинке.

• Целенаправленно развивайте у малыша умение повторять за вами слоги и простые слова. Используйте для этого приятные для него игровые или бытовые ситуации. Например, во время купания, намыливая, ласково произносите: «Вот ножка», «Где животик, вот животик». При вытирании и одевании просите малыша помогать вам: «Дай ручку», «Дай ножку». Ваш ласковый голос и приятные поглаживания будут стимулировать самостоятельные голосовые реакции малыша.

• Чаще употребляйте слова «дай», «принеси», «возьми», прося ребенка выполнить действия со знакомыми предметами. Старайтесь сопровождать вашу просьбу поясняющим жестом или помогите ребенку осуществить это действие.

Игры и упражнения от 1 г. 3 мес. до 1 г. 6 мес.

• Дети часто выполняют ваши просьбы, ориентируясь на ситуацию (что он видит в данный момент, чем занят), ваши указательные жесты, следя за вашим взглядом. Придумывайте такой «сценарий» игры с ребенком, чтобы он оказывался в новой для него ситуации: попросите принести игрушку, которая находится вне игровой комнаты. Звуковой состав первых слов еще очень простой. Малыш употребляет только те звуки, которые наиболее просты в произношении (например, губные «б», «п», «м»: баба, мама, папа. Разучивая новое слово с малышом, помните, что оно должно быть простым, коротким и соотноситься с конкретным предметом или действием («бух» — упасть, «ляля» — кукла).

• Обязательно выучите вместе с ребенком слова «нет», «да», «еще», «больше нет». Для этого используйте наиболее знакомую и понятную для ребенка ситуацию кормления: «Хочешь еще?», «Больше не надо?». Попросите другого члена семьи предложить вам и ребенку еду, которую он точно не захочет есть. Покажите ребенку, как надо словами выражать свое нежелание: говорите «нет» и отрицательно качайте головой. Используя аналогичный прием, научите ребенка произносить слова «да». Внимательно следите за тем, чтобы ребенок не ограничивался в общении с вами только кивками, стимулируйте его к речи, наклоняясь к нему и произнося: «Я тебя не понимаю (не слышу). Что ты говоришь?»

• Когда малыш уже начал говорить несколько слов, попробуйте составить их список и подумайте, в какой ситуации вам будет легче стимулировать их произнесение. Постепенно попробуйте сделать фразу ребенка более распространенной: «Ты хочешь еще сока?», «Еще сока?». Интонация вопроса и сама ситуация как бы приглашают к «разговору», и ребенок, эмоционально заинтересованный в получении лакомства, может легко повторить за вами последнюю фразу. Похвалите его и наградите лакомством. Так вы постепенно приучите малыша использовать для удовлетворения своих потребностей определенное выражение.

• Произнося знакомые слова, сопровождайте их демонстрацией предметов или действий. Постепенно ваши высказывания, обращенные к малышу, должны становиться более пространными. Можете попробовать давать ему простые задания с теми предметами, о которых вы рассказали ему во время ваших «экскурсий»: «Дай папину майку», «Принеси мамину шапку».

• Словарный запас вашего малыша стремительно растет: значительно увеличивается количество слов, понятных ребенку. Качественно изменяется и речь самого ребенка. От так называемого облегченного языка, детского «жаргона» он постепенно переходит к усвоению элементарных норм родного языка. Сейчас в речи малыша преобладают предложения «телеграфного стиля», которые грамматически никак не оформлены. Однако малыш уже способен чутко улавливать достаточно тонкие нюансы вашего словоупотребления и, по возможности, воспроизводить их в собственной речи. Например, в его словаре появляется форма инфинитива («гулять», «спать» в значении «хочу гулять», «хочу спать»), используемая ребенком для того, чтобы рассказать о своих действиях в данный момент. Наряду с этим ребенок часто употребляет некоторые важные глаголы в форме повелительного наклонения («дай», «кати», «иди»), используя эти слова, чтобы добиться от взрослого совершения определенного действия.

• Высказывания малыша различаются не только по форме. Он начинает произносить слова с определенной интонацией, богатство оттенков которой служит для выражения смысла детского высказывания. Сначала ребенок, копируя вашу интонацию, повторяет за вами вопрос, обращенный к себе. Затем этот же интонационный контур начинает использоваться малышом самостоятельно, придавая его высказываниям оттенок вопроса (в так называемых «вопросах без вопросительного слова»).