Коррекционный комплекс для занятий с детьми с СДВГ

Профилактика дислексии, дизграфии. Программа цикла развивающих игровых
занятий для детей пяти лет. Разработана Л.Н. Токмаковой
Программа апробирована в ДОУ № 200
Советского района г. Красноярска.
дата начала занятий 11.08.14.
дата окончания занятий 01.12.14.
Продолжительность занятия по программе 20-25 минут, 3 раза в неделю.
На освоение каждого коррекционного комплекса выделялись 4-5 занятий.
Задачи коррекционного цикла:
• развитие крупной и мелкой моторики (в том числе речевой);
• тренировка вестибулярного аппарата;
• улучшение межполушарного взаимодействия;
• улучшение процессов нервной деятельности;
• повышение умственных способностей Структура занятия:
1. Приветствие.
2. Растяжки. Цель: «разогрев» организма, стабилизация тонуса и укрепление мышц, снятие напряжения, повышение активности, улучшение кровообращения головного мозга.
3. Дыхательная гимнастика. Цель: улучшение газообмена в легких (улучшение кровообращения), повышение концентрации внимания, развитие самоконтроля и произвольности, ритмирова- ние организма.
4. «Глазодвигательная гимнастика» - задание на дом (родите¬ли обучаются делать гимнастику детям). Цель: расширение по¬лей зрения, улучшение восприятия, развитие межполушарного взаимодействия, энергетизация организма. Глазодвигательная гимнастика - выполняется 4 раза в неделю, по 3 минуты (1ме- сяц). При выполнении упражнений голова всегда фиксирована, в положении сидя (можно в положении лежа, если ребенку труд¬но следить за предметом сидя). Слежение глазами идет за ярким предметом, расположенным 1) на расстоянии вытянутой руки, 2) на расстоянии локтя 3) около переносицы. Важно следить за плавностью движения взгляда и его стабильным удержанием на предмете. Тем областям в поле зрения ребенка, где происходит «соскальзывание» взгляда, следует уделить дополнительное внимание, «прорисовывая» их до тех пор, пока движение и удержание взгляда на предмете не станут устойчивыми. Отра¬батываются движения глаз по четырем основным направлени¬ям: вверх, вниз, направо- налево (в каждой точке фиксировать взгляд 3 сек).
5. Телесные (функциональные) упражнения. Цель: обеспе¬чение межполушарного взаимодействия, развитие крупной мо¬торики, снятие синкинезий (непроизвольных дополнительных движений), развитие вестибулярного аппарата; при работе в паре - развитие коммуникативных навыков.
6. Разминка. Цель: снятие усталости, напряжения, развитие коммуникативных навыков.
7. Ритмичный массаж для кистей и стоп. Цель: развитие мелкой моторики, укрепление мышц кисти, подготовка руки к письму, ритмирование организма, повышение энергетического потенциала.
8. Артикуляционная гимнастика. Цель: укрепление и развитие речевого аппарата, улучшение произношения.
9. Упражнение на развитие мышления (или зрительного вос¬приятия, внимания, памяти - чередовать). Цель: тренировать умение сравнивать, видеть разные свойства, располагать в опре¬деленной последовательности - систематизировать.
10. Реалаксация. Цель: успокоение, расслабление возбужден¬ных мышц.
Представлены два комплекса коррекционных занятий.

Игровой коррекционный комплекс № 1
1. Приветствие (2-Змии): дети берутся за руки, образуют круг и ритмично произносят слово «здравствуйте» (сводя руки в круг и ритмично отводя их назад). По кругу передается предмет (игруш¬ка, мячик, шарик и т.п.) - получая игрушку ребенок называет свое имя. Детям предлагается поиграть. Все согласны поиграть?
2. Изображаем часики (1мин): голова плавно, ритмично откло¬няется вправо-влево (тик-так), далее вперед - назад (бим-бом). Пришло время путешествовать!
3. А сейчас мы отправляемся с вами в путешествие на само¬лете (2 мин.):
- кисти рук кладутся на плечи и делаются круговые движения (заводим самолет), постепенно наращивается амплитуда круго¬вых движений
- кисти рук перед грудью (вращающиеся движения) - зарабо¬тал моторчик (трррр )
- руки в стороны (изображаем полет) - полетел самолет
4. Самолет пошел на посадку - дети изображают посадку само¬лета (постепенно снижаясь, садятся на пол (изображают затухаю¬щий мотор - кисти рук перед грудью, медленные вращающиеся движения). Ложатся на спину - приземлился самолет на поляне.
5. А на поляне сороконожки (1 мин) - побежали по дорожке (дети садятся на пол, изображают одновременно двумя кистями сороконожек - правая кисть перебирая пальчиками поднимается по левой руке от запястья к плечу, и соответственно левая - по правой руке) встретились, обнялись (дети крепко обнимают себя), разбежались (перебирая пальчиками кисти опускаются к запястьям).
6. Тут божья коровка (1 мин) - сушит промокшие лапки (руки ноги поднимаются вверх - изображаем произвольное потряхива¬ние). Ух, устала божья коровка, опустила лапки отдыхает.
7. А мимо пролетает бабочка (1 мин): дети усаживаются в круг, изображают движения крыльев бабочки (руки согнуты в локтях, кисти приведены к груди).
8. По тропинке важно прогуливаются утки (2-3 мин) - дети приседают и начинают передвигаться, затем усаживаются - изо¬бражают клюв утки (атрикуляционная гимнастика, массаж губ).
9. На полянке светит солнышко (1мин) - лучики его теплые, яркие: дети изображают солнышко - встают, ноги на ширине плеч, руки подняты вверх - тянутся, изображая лучики
На полянке хорошо, тепло и мы с вами поиграем. Поиграем на полянке?
10. Игра «Дутибол» - дыхательная гимнастика (3 мин): тен¬нисный мячик необходимо задуть в ворота (дети становятся на корточки, дуют на мяч, руками прикасаться к мячу нельзя).
11. Поиграем в паровозик (2 мин): дети изображают тоннель, и по очереди проползают по нему на животе
12. Ритмичный массаж кистей с силиконовыми игрушками, экспандером (2 мин).
13. А теперь пришло время возвращаться с поляны в группу, заигрались мы. Полетим на самолете в группу?
Дети «заводят» самолет ... (повторяем упр. № 3).
Самолет приземляется (дети укладываются на пол - отдыха¬ют).
14. Реалаксация (звучит успокаивающая музыка).
Игровой коррекционный комплекс 2
1. Мы отправляемся с вами в путешествие на паровозе! (3 мин)
Воспитатель изображает главный вагон, который будет ходить
и цеплять вагоны (детей). Дети в непроизвольном порядке рассы¬паются и застывают по команде «стоять!». Водящий, со словами «ту-ту» подходит к первому ребенку и говорит: «Дима, цепляйся» (ребенок берется руками за воспитателя и идут дальше со слова¬ми «ту-ту»). Подходят к следующему ребенку и водящий опять говорит: «Даша, цепляйся» (Даша цепляется за Диму сзади). Це¬пляться можно только по команде водящего!
Когда все выстроились в ряд. Водящий говорит «паровозик поднимается в гору» (все идут медленно), потом «паровозик по¬катился с горы!» (ускорили ход). И так около 4-5раз.
2. Подъезжаем к нашей станции! Пора останавливаться! Стоп! Выходим! (3 мин)
Наша станция называется «спортивная», это значит тут живут спортсмены.
Спросить детей, знают ли они кто такие спортсмены? (обсу¬дить, чем занимаются спортсмены - они бегают, прыгают, ката¬ются на лыжах и т.д.)
Все вышли! Давайте поприветствуем друг друга.
Спортсмены, которые тут живут, здороваются очень интересно.
- дети разбиваются на пары и по команде инструктора здоро¬ваются друг с другом разными частями тела (локоточек с локо- тонком, спина со спиной, ухо с ухом, обе ладошки с ладошками, коленка с коленкой, пяточка с пяточкой, носочки с носочками); а теперь - потрем ладошки, чтобы они стали теплыми и похлопаем себя по ногам, по животу, по груди, по щекам (резко поднять руки вверх и сказать «Привет!»).
3. Посмотрим по сторонам - плавные повороты головы в раз¬ные стороны (1мин). Что мы видим? Кто нас встречает на станции спортсменов?
«Часики с кукушкой» (1 мин) - наклонять голову то к правому, то к левому плечу - тик-так, следить, чтобы плечи не поднима¬лись; далее - попеременно направляем затылок к спине, потом достаем подбородком грудь (наклоняем вниз) - ку-ку (примерно выполняем 10 движений).
А вокруг «Кузнечики прыгают» (1 мин) - по команде прыгает сначала одно, потом другое плечо потом вместе (около 10 движе¬ний).
4. Ох, устали мы в дороге, отдохнем на зеленой травке! (2 мин).
«Потягушки» - лежа на полу, по команде - руки тянутся вверх,
а ноги и мысочки вниз, по другой команде - руки и ноги рассла¬бились (3-5 раз).
5. Отдохнули! А теперь надуем шарики! (1-2 мин).
«Надуваем шарик» - лежа на полу, на вдохе(носом) надуваем
животик (шарик), на выдохе(через рот) - шарик сдувается, отды¬хаем. .. и снова повторяем (около 5-ти раз). Встаем на ноги.
6. А теперь мы с вами как спортсмены, потренируемся, чтобы быть сильными, красивыми, ловкими - «Дорожка спортсменов» (5 мин).
Дети становятся по прямой линии и по команде «на старт, вни¬мание, начали» - выполняют упражнения:
• добежать до противоположного конца ковра
• вернутся на место, прыгая на двух ножках
• проползти по-пластунски на животе до противоположного конца ковра
• вернутся назад - проползти на спине.
7. Хорошо мы потренировались. Стали сильнее - вот какие мы (демострируем свои мышцы - сжимаем кулачки, сгибаем руки в локтях - кулочками вверх).
Теперь мы отдохнем, поиграем с нашими пальчиками (дети садятся в круг). Как называются наши пальчики? Самый малень¬кий - это... ? Мизинец! И т.д. (2-3 мин)
- садимся в круг - выполняем упражнения для пальчиков: пальцы сжаты в кулак и последовательно разгибаются (начиная с мизинчика), а потом снова сгибаются в кулак.
В этом домике пять этажей:
На первом живет семейство ежей,
На втором живет семейство зайчат,
На третьем - семейство рыжих бельчат,
На четвертом живет с птенцами синица,
На пятом сова - очень умная птица,
Ну что-же, пора нам обратно спустится:
На пятом сова,
На четвертом - синица,
Бельчата на третьем,
Зайчата-втором,
На первом ежи,
Мы еще к ним зайдем.
С пальчиками мы поиграли! Пришло время поиграть и нам самим!
8. «Земля - воздух» (3-5 мин.). Обсуждаем с детьми кто пере¬двигается по земле, а кто по воздуху. Правила игры: «когда я говорю земля - вы приседаете и передвигаетесь на корточках, когда я говорю воздух - вы встаете, разводите руки в стороны и изображаете полет птицы» (игра развивает внимание, снижает импульсивность).
Пора возвращаться в группу! Садимся на паровоз! (повторяем упражнение, описанное в начале). Вот и приехали! Устали! Да¬вайте отдохнем!
9. Релаксация.
Лежа на спине, «закроем глазки, расслабимся. Пусть отдохнут наши ручки и ножки, все наше тело. Мы сегодня были отличными спортсменами, хорошо потрудились, и теперь можем отдохнуть. Лежим и слушаем, как поют птички (включаем аудиозапись с го¬лосами птичек). Наши руки становятся тяжелые, наши ноги ста¬новятся тяжелые, все наше тело тяжелое - тяжелое. Птички поют, а мы отдыхаем... (2-3 минуты слушаем птичек). Потягиваемся.... Хорошо потягиваемся... расслабились... Открываем глаза... И медленно, аккуратно садимся...»