Как наказывать ребенка?

Как наказывать ребёнка?
Всегда есть причина, почему ребенок плохо ведет себя, бывает агрессивным, слабо учится. Важно разобраться, что мешает ребенку быть успешным, правильным. Обратите внимание на следующие проблемы детей и подростков, может нужно не наказывать, а консультироваться у специалистов?
1. Жалобы: «слабо учится, в классе постоянно конфликтует со сверстниками, обижает детей, недавно чуть не повредил линейкой однокласснику глаз (на родительском собрании - пригрозили написать заявление)».
Ребенок нуждается в консультации психиатра и невропатолога, необходимо провести экспериментально-психологическое
исследование (интеллект и личностные особенности), а также нейропсихологическое исследование.
2. Жалобы: «у ребенка много страхов - боится один остаться дома, боится выходить на улицу (всегда крепко держится за руку), боится отвечать у доски (начинает заикаться, не может «связать двух слов»), по малейшему поводу сильно волнуется и тревожится», трудности коммуникации со сверстниками (предпочитает играть один).
Необходима консультация психиатра и невропатолога.
3. Жалобы родителей: «в школе ребенок ведет себя хорошо, а дома его не усадить за уроки, капризничает, плачет, устраивает истерики». Такой ребенок «расслабляется» дома после напряжения в школе. Причины энергетического дефицита могут быть последствия родовой травмы, аномалии развития сосудов голов¬ного мозга, новообразования мозга (кисты, опухоли), проблемы соматического характера, психологические травмы, хронические стрессы и т.д. Необходимы консультация невропатолога, диагно¬стическое обследование у медицинского психолога. Возможно, консультация педиатра или врачей узких специальностей.
4. Жалобы на медлительность ребенка, пишет как «курица лапой», не укладывается в норму по скорости чтения, с трудом пересказывает текст. Педагог постоянно на это указывает, сове¬тует больше внимания уделять правописанию, чтению. Родители советы выполняют, заставляют ребенка по несколько раз перепи¬сывать домашнее задание, дополнительно посещают занятия по скоро чтению, но безрезультатно. Необходима консультация логопеда, нейропсихолога, наблюдение у невропатолога.
5. Жалобы: «Для ребенка не существует правил, он их не соблюдает. Обещает, что исправится, на короткое время ему удается себя контролировать, а потом все сначала. Домашние задания выполняет только в присутствии и под контролем взрослого. В классе сидит за первой партой, нуждается в контроле педагога. С программой в школе справляется. В игры дети его не принимают, в них он не соблюдает правила. Друзей в классе нет, хотя он и тянется к детям, по характеру добрый».
Очевиден дефицит функций программирования и контроля, что бывает при дисфункции лобных отделов мозга. Необходима нейропсихологическая диагностика и консультация невропатоло¬га. Ребенок нуждается в коррекционных занятиях с нейропсихологом.
ВАЖНО: замечать позитивные поступки у ребенка, акцентировать на них свое внимание и внимание ребенка. Важно поощрять за хорошее поведение, а не наказывать за проступок. Поощрение действеннее, фиксируем нужное поведение. Игнорируем проступок, тогда необходимые навыки формируются быстрее, чем когда используется метод «кнута и пряника».
Если всё-таки наказание неизбежно, попробуйте следовать следующим правилам:
• Глубоко вдыхать воздух и считать про себя или вслух (до
5-ти).
• Выпустить пар, высказывая свои претензии ребенку. Говорить нужно только от «Я-позиции», а не о том, какой «Он плохой». Говорить о своих чувствах: «я очень огорчен, я расстроена». Говорить о проступке, а не ребенке, не допуская физического наказания.
• Дать возможность выговориться и ребенку. В процессе переговоров можно выяснить, что проступок ребенка не так уж и велик.
• Наказание должно быть соизмеримо с проступком.
• Если ребенок не просит прощение, не требовать извинений. Это вызывает обоюдное раздражение. Чуть позже он этому на¬учится.
• Обязательно мириться после ссоры. Какой бы проступок не совершил ребенок, предавать его нельзя.
Родитель всегда друг, всегда рядом, всегда поддержит.