Об отцах

В России среди всех семей с одним родителем и детьми до 18 лет 94 % составляют семьи одиноких, вдовых и разведенных матерей и 6 % – семьи одиноких отцов.

Мужчину никто специально не готовит к роли отца даже в полной семье, а одинокого отца – тем более. В наше программе «Семьеведение», по которой «Институт семьи» работает уже пятнадцать лет, есть раздел – «Факультет отцов». В рамках данного направления предусмотрены психолого-социальные тренинги. Благодаря грантам и государственной финансовой поддержке, есть возможность бесплатно помогать неполным и многодетным семьям, вдовцам. Фактически на практике это составляет очень незначительный процент охвата нуждающихся категорий граждан. Необходимо отметить и еще один важный аспект. Казалось бы, мужчинам проще объединиться для совместного решения проблем, обмена опытом и методами воспитания детей. Однако, достаточно часто отцы скрывают свою некомпетентность в вопросах психологии, боясь прослыть несостоятельными; групповым встречам с психологом они предпочитают индивидуальные (конфиденциальные) консультации и психотерапию. Это положительный момент, но не всем доступны дорогостоящие услуги психоаналитика. Несмотря на сложное положение, одинокие отцы редко обращаются за помощью и в социальные службы. В итоге они решают проблему «один на один» и, не справляясь с новой ролью, зачастую начинают злоупотреблять алкоголем, перекладывая ответственность за детей на плечи бабушек или других родственников.
Ситуация осложняется еще и тем, что мужчина должен принимать решения не только за себя, но и за детей. Ему необходимо усвоить свою новую роль, принять ее безоговорочно, суметь объяснить детям, почему их жизнь стала другой. Для самого мужчины часто очень сложно бывает принять утрату (например, смерть любимой жены), но необходимо справиться с ситуацией, поскольку он транслирует детям поведение преданности, любви и понимания в ситуации переживания их общей потери. При этом ему ни в коем случае не стоит жертвовать работой ради детей и забывать о своих потребностях, публично страдать и жалеть «сиротиночку». Обществу и детям нужен здоровый, трудоспособный мужчина-отец, осознающий и принимающий новую жизнь не как наказание, а как условие для единения семьи.
С малышами, которым невозможно объяснить произошедшие изменения, необходимо проводить очень много времени, играть с ними, прислушиваться к их потребностям. Важен в этой ситуации успешный опыт и пример других отцов. Со всем, что касается быта, мужчины обычно справляются: соблюдение дисциплины, поддержание порядка в доме и приготовление пищи у них получается не хуже (а иногда и лучше), чем у женщин. Однако при этом недопустимо злоупотребление жестким «мужским воспитанием». Ребенок, оставшись без матери, испытывает сильнейший стресс, поэтому мужчине приходится одному переживать «стадию обиды» на покинувшую их жену и мать. В данный период семье требуется психолог, причем в его роли может выступать и сам отец, который должен понимать, что правду о маме ребенок будет воспринимать только в соответствии со своим возрастом. Он привыкает к новой ситуации, но ему необходимо быть уверенным, что папа никуда не уйдет.
Решение о повторном браке принимается мужчиной индивидуально, исходя из того, кого хочет привести в дом: женщину, с которой планирует строить отношения, хозяйку или няню. Здесь важно помнить о том, что он должен, прежде всего, искать себе хорошую жену, а не «маму» для ребенка. Однако, если мужчина остается один с дочерью, то вопрос о необходимости особого, женского воспитания становится актуальным. Отец должен проявлять к ней уважение, воспринимать женские особенности ее поведения как подготовку к исполнению роли будущей мамы и жены; на вопросы ребенка следует отвечать уверенно, перенося лишь некоторые из них (например, в части физиологии) на консультацию со специалистами (психологом, педиатром) или близкими родственницами. Девочка должна оставаться для папы принцессой. Через какое-то время девочка сама возьмет на себя заботы об отце. Если на попечении осталось двое детей, старший ребенок всегда может помочь в заботе о младшем, при этом обязанности по дому необходимо распределять между всеми членами семьи. Намного проще для одинокого папы осуществлять воспитание сына: мужские занятия, спорт, техника объединяют их и помогают мальчику становиться мужчиной. Чем больше мужского присутствует в его окружении, тем это лучше для растущего ребенка (особенно в 8–9 лет).
Проблема наказания для отца стоит остро, однако любящий, уверенный в собственной правоте мужчина, предъявляя детям свои требования, разъясняет, почему им необходимо подчиниться.
В психологии известно, что ребенок из неполной семьи отличается от сверстников, выросших с отцом и матерью, поэтому во взрослой жизни у него могут возникнуть проблемы с созданием собственной гармоничной семьи. Мужчина, справляющийся со своей ролью воспитателя-отца, показывает компетентность, силу и выигрывает в отношениях, пользуясь авторитетом у детей и у общества, задача которого – его всемерно поддерживать.