О сибиряках и семейных традициях.

О сибиряках и семейных традициях.

Освоение Сибири - очень важный пласт истории Государства российского. Семьи в Сибири имели

свои особенности, традиции, связанные с привезенными из других территорий России обычаев,

устоев и ремесел. Процессы освоения сибирских земель и этапы формирования постоянного

населения тесно связаны с процессом формирования семейного уклада жизни у новоселов

Сибири.

На интенсивность, на складывание того или иного типа семьи в крае влиял целый ряд причин:

исторических, географических, этнографических, экономических. Напрямую влиял на быт

переселенцев сибирский климат, природа. Складывалась адаптированная материальная и

духовная культура потомственных старожилов, в самосознании менялся и образ Родины, которой

теперь была суровая «матушка-Сибирь». В 1822 году учреждена новая губерния в центре Сибири –

Енисейская. О многих сибирских народах писали, что «они усвоили образ жизни чисто русский,

говорят всегда по-русски… живут с крестьянами смешанно по образу своей жизни и быту…».

Мероприятия по изучению духовного наследия русского народа на территории Красноярского

края проходили в Ачинском и Боготольском районе 23-24 сентября 2016г.

Семейные традиции имеют огромное значение, как для взрослых, так и для детей. С их помощью

сохраняется связь между поколениями теплые и нежные отношения между родителями и детьми.

Первоначально в сибирском крае не было условий для жизни устойчивой и обустроенной

семейными отношениями. Быстрое продвижение на Восток небольших воинских формирований

казаков и служилых людей, охотничьих артелей промысловиков, правительственные переводы и

ссылка, миграции— все эти процессы представлены повсеместно мужчинами-одиночками.

По мере укрепления положения русских в Сибири они начали перевозить сюда своих

«домочадцев», ездили в «Россию» за женами, вывозили родственников. Часты были браки с

представительницами местных народов, особенно на севере и востоке. Так, фактически

появлялись новые этносы.

Реальный и устойчивый процесс формирования семей у русских в Сибири был тесно связан с

формированием сельского населения, с процессами земледельческого освоения сибирского края,

среди «промышленных» и служилых людей семейных было меньше. Постоянные высылки в

Сибирь военнопленных, ссыльных, поселенцев, «штрафных нижних чинов» увеличивали

количество мужчин. Складывающиеся семьи сибиряков по форме первоначально были «малой

семьей», состоящей из родителей с малолетними детьми или без детей. В этих семьях было от 1

до 3 лиц мужского пола, что крайне затрудняло разработку пашни и ведение хозяйства. Крестьяне

начали привозить из «России» братьев с семьями, родителей своих и жены, дядей и племянников.

Постепенно формировались неразделенные семьи. Выросшие здесь дети и внуки, родственники,

предпочитали вести общее хозяйство. Если в такой большой, неразделенной семье главой был

старший в роду дед или отец, то называлась семья «отцовская», если проживали вместе семьи

братьев или родственников, то «братская». Некоторые семьи имели численность до 30 человек!

Сегодня об этом и мечтать не приходится.

Главой семьи был отец – «большак», в женской половине — мать («большуха»). Права,

обязанности членов семьи были строго регламентированы согласно традициям. Патриархальные

отношения допускали полной власти домохозяина над своими «домочадцами», что не

воспринималось как насилие, т.к. ответственность за семью полностью была на нем. Постепенно

происходил раздел больших старожильческих семей на малые, они уже были иными по

численности, чем раньше.

При семейном разделе в Енисейской губернии присутствовал следующий древний ритуал. На

столе размещали ковригу хлеба, солонку и свечу. Вся семья некоторое время сидела молча. Затем

отец отрезал ломоть хлеба, который сын брал с собой в свой дом. В данном случае отрезанный

ломоть хлеба выражал не только факт раздела домохозяйства, но и ритуальное обеспечение

процесса раздела совместного имущества.

При разделе семьи сыновья получали равные доли. Но в источниках присутствует и прямая оценка

личности человека по трудовым критериям, учитываемая в ходе разделов и наследования

имущества. Определенная доля выделялась дочерям. «Незаконнорожденные», приемные дети

имели равные права со всеми. При разделах семейные связи не рвались.

Была согласованность интересов родителей и детей, женили и выдавали замуж за тех, кого знали,

браки заключались в пределах своей волости. Со временем изменялся возраст лиц, вступавших в

брак, с 35 лет до 16—17 лет. Определенным показателем трудолюбия невесты и зажиточности ее

семьи считалось приданое. Брак освящался в церкви по православному обряду. Были в Сибири

браки и невенчанные, особенно у старообрядцев. Надо отметить, что разводы у сибиряков были

крайне редкими.

Для Сибири характерна была высокая рождаемость, близкая к естественному биологическому

максимум рождаемости. Дети и подростки составляли до 40% населения. Довольно высока была

численность лиц преклонного возраста, в том числе, в возрасте от 90 до 100 лет и старше. Брачная

пара без детей считалась «обиженными Богом». Поэтому, наблюдается повсеместно стремление

взять на воспитание сироту или ребенка из многодетной семьи.

Исключительно важную роль в Сибири играли родственные отношения. Даже в третьем-пятом

поколении потомки продолжали поддерживать тесные связи, помогать друг другу. Это

обусловливалось традициями «помочей», совместного подъема пашни, общими праздниками.

Родственники встречались в «съезжие праздники, на свадьбах, крестинах, «проводинах» в

«рекруты», а впоследствии при призывах в армию. Родственники собирались вместе провожать в

последний путь усопшего.

Традиционное общество отличалось выраженной иерархичностью своих членов. Социальный

статус отдельных категорий личностей при этом мог зависеть от особенностей традиций,

социальной значимости человека. В «кодексах поведения» данных сообществ особое место

занимали традиционные установки принятия поведенческих решений по отношению к женщине.

В обыденном поведении было уважительное отношение к женщинам - сибирячкам. Сибирячки -

«сибирские женщины были менее зависимы» как в личном, так и в экономическом положении. В

Сибири выражения «баба» было непринятым, «разве только в бранном смысле». Отношение к

женщине в сибирском обществе закреплялось установками общественного сознания по принятию

мер к тем, кто нарушает общепринятые нормы. «Свою жену не бить и не увечить; и любить свою

жену, как закон велит».

Общественная мораль предусматривала, чтобы честь женщины защищалась в первую очередь

близкими людьми. В своем поведении сибирская женщина руководствовалась установками

традиций (обычного права), общественным мнением, собственными оценками допустимого

поступка.

Важное место занимало словесное оформление норм поведения. Дети с раннего возраста

усваивали сотни выражений, слов, поговорок и присказок, правил поведения. Каждое действие

четко было связано с определенными выражениями и афоризмами. Лучшими женщинами

считались трудолюбивые («усердные робить»), опрятные («обиходные»), быстрые («шустрые»,

«огневые») и в домашних делах чистоплотные («чистотки»). В семье мужа невестке требовалось

«почитать мужа, свекра и свекровь, не лениться работать, жить честно…».

Наиболее порицаемым считалось нескромное, «разбитное» («размашистое»), грубое поведение

(«халда»). Не было принято, чтобы женщина громко кричала, чтобы не была «болтушкой»

(«балаболкой», «тараторкой»), не бранилась («лаялась»), не ворчала («бухтела»), чтобы не была

всем недовольной («фырчала»). Отмечается высочайшая честность сибирячек.

Воспитание детей в сибирской русской семье

При довольно ровном отношении и любви к детям в русских семьях все-таки больше ждали

рождение мальчиков. У крестьян это было вызвано в первую очередь хозяйственно-

экономическими причинами, а родовитые родители хотели иметь сыновей -наследников рода. К

тому же девочке нужно было готовить приданое, а после выхода замуж, она отделялась от

родителей, и им не приходилось ждать от нее помощи под старость. Поэтому в народе говорили:

«мальчик родится на подмогу, девочка - на потеху», «с сыном дом наживешь, с дочкой остатки

проживешь», «ростить дочку, что лить в дырявую бочку». Предпочтение мальчиков сказывается и

в том, что в основном все суеверные средства воздействия на пол будущего ребенка

ориентированы на рождение сыновей. Многие уповали на Божью милость и лишь молились о

рождении сына или дочки, причем рекомендовалось молиться определенным святым: о

рождении мальчиков - св. Иоанну Воину, о рождении девочек просили св. Марию Египетскую.

Все действия по уходу за новорожденным диктовались как практическими знаниями о том, что

нужно для его здоровья и нормального роста, так и аналогичными соображениями религиозного

характера. Воспитание ребенка включало в себя три основных составляющих: общественное

воспитание, семейно-родственное воспитание и самовоспитание. В ряду ценностных

компонентов система воспитания подрастающего поколения занимает одно из первых мест.

Народная педагогика была средством воспроизводства традиционного общества, его

нравственных норм и носителей их.

С первых минут жизни, с момента рождения считалось обязательным дать нравственное

напутствие. «Не будь крикливым, не будь ревливым, будь уемным, будь угомонным, не будь

жадным, будь аушным», — приговаривала бабка-повитуха над ребенком. Были и сибирские

верования- приметы. Например, считалось, что нельзя ребенка класть или сажать на стол — будет

уросить (капризничать), нельзя ребенка хватать за ноги — худо ему может быть — не скоро будет

ходить. Немаловажная роль отводилась в первый год жизни физическому воспитанию,

сохранению здоровья. Ребенку «вправляли» врожденные вывихи, правили головку», «вправляли

грыжу», с первых дней закаливали. Даже 3—5-летние ребятишки «барахтались» даже в сильный

мороз в снегу и, «выбегая босыми на снег, не простужались». Особую роль в оздоровлении детей

играла баня: «Сибиряки парятся так жарко, что, вышел из бани, падают в снег или идут в прорубь,

невзирая на трескучий мороз».

Воспитанием в семье традиционно занимались дедушка и бабушка: они были менее других

заняты крестьянским трудом. Одновременно, считалось, что родители еще «не созрели для роли

воспитателей. Все дети большой неразделенной семьи воспитывались вместе, старшие

одновременно участвовали в воспитании младших. Важнейшее место занимало трудовое и

нравственное воспитание. Именно трудовые и нравственные качества являлись главными

достоинствами сибиряков.

На первых порах особое место занимало понятие «греха». Это религиозно-нравственное понятие

ребенок, не осознавая еще норм запрета, усваивал из страха перед Богом. Он знал: согрешит —

значит произойдет несчастье, «умрут родители» или заболеют. Кроме этого почти все игры,

сказки, былички, поговорки, считалки детей младшего возраста имели «трудовую

направленность».

В системе воспитания важным было ровное, без унижения и оскорбления отношение к детям

Часто малыша бабушка шутливо именовала по имени-отчеству, спрашивала совета, беседовала на

серьезные темы. Подрастая, ребенок незаметно овладевал традиционным набором умений и

навыков, соответствующих его возрасту, силам здоровью. Так детям прививалась серьезность,

чувство ответственности.

Мальчики с 6—7 лет ухаживали за домашней птицей, вместе с дедушкой и бабушкой следили за

порядком в доме и на подворье. В этом возрасте мальчики и девочки воспитывались еще вместе,

и не было различия в их занятиях и мелких поручениях

С 9 лет мальчики стерегли лошадей, пригоняли с речки гусей, загоняли во двор возвращавшийся с

пастбища скот. Им поручались и более серьезные работы на подворье. Они начинали принимать

деятельное участие в работах отца, постигать азы мужских умений и навыков. Огромную роль в

этом возрасте играло знакомство с лесом, тайгой: дети собирали ягоды, грибы учились

распознавать травы, ловить рыбу.

С 11 лет мальчики умели ездить верхом на лошади, работали на бороньбе во время сева. «Свой

бороноволок дороже чужого работника», — с гордостью говорили родители о сыне, и ребёнок

чувствовал свою значимость для семьи. Мальчики перенимали плотничьи, сапожные,

земледельческие навыки. С 14 лет подростки учились пахать, работали на покосе,

самостоятельно водили лошадей в «луга», «ночное».

С 17 лет юноша выполнял все виды сельских работ: косил сено, ставил копны, пахал на пашне,

полностью управлялся с конем, с упряжью. Он получал свой земельный надел — 15 десятин — и

совместно с родственниками разрабатывал пашню. Он становился «женихом» и мог участвовать в

сходах. Только с 18—19 лет юношу допускали до самых тяжелых работ, но при этом берегли от

«надсады». В этом возрасте он являлся полноценным работником в хозяйстве.

У девочек и девушек были свои знания, умения и навыки работы. К 11 годам девочки должны

были уметь обрабатывать пряжу, прясть на прялке и самопрялке, выполнять все посильные виды

женской работы по дому и на подворье. К 14 годам девочки умели вышивать, вымачивать холсты,

шить рубахи. Они уже доили коров, ухаживали за скотом. Участвовали с матерью и старшими

сестрами в прополке, учились жать серпом и вязать снопы.

К 15 годам ткали на «кроснах», начинали готовить приданое для будущей свадьбы. С 16 лет

девушки участвовали во всех работах на покосе, на жнитве, полностью обрабатывали лен,

коноплю. К 17—18 годам девушка становилась полноправная работницей в доме. Она выполняла

все работы на поле, знала все сорта холста, шитье одежды. Интересно, что варить и печь в своем

доме девушек старались не учить, она должна не нести традиции своего дома в дом мужа, а

постигать их от будущей свекрови.

«Усердный робить» с детства, сибиряк оценивал человека по его нравственному облику.

Поговорка — афоризм «Воровать — стыд и грех, и судить будут» на первое место ставит не

юридические запреты, а нравственные — «стыд и грех». «Бери лошадь от природы, а природы, а

невесту от дома, от роду», — внушалось мальчику с детства. И еще: «Гульба да игра не ведут до

добра», а если «не послушался отца-матери, послушайся теперь барабанной шкуры; не хотел шить

золотом, теперь бей камни молотком». Иными словами, непослушание ведет к преступлению и

каторге. Вот какой простой способ профилактики аддиктивного и девиантного поведения был в

русских семьях сибиряков.

Воспитание и самовоспитание детей шло в процессе совместного времяпрепровождения, в

процессе проживания детских традиций, обыгрывания многих сторон «взрослой» жизни. Здесь

были свои запреты, ограничения. Чтобы не прослыть «неумехой», «бессовестной», «непутевым»,

«ябедой» или «хлюздой» и не быть изгнанным из игр, дети должны были следовать высоким

этико-нравственным нормам.

«Общество» зорко следило за поведением детей, подавало пример традиционного поведения и

спрашивало за нарушения по всей строгости. Любой взрослый человек, а тем более пожилой, мог

сделать замечание, пожурить за проступок; об этом сразу же становилось известно родителям.

Семья, не желая падения своего авторитета в обществе, за проказы сына строго его наказывала,

— честь рода ставилась на первое место. Таким образом, воспитание было и средством

сохранения традиций, и средством воспроизводства их в последующих поколениях. Человек

продолжал воспитываться свою жизнь и только в преклонные годы обретал истинную мудрость:

понятия старость и мудрость у сибиряков были синонимами.

В традиционной культуре любого народа выделяют материальную (орудия труда, жилища,

одежда и украшения, пища, домашняя утварь) и духовную культуру (это народные знания,

религия, народное искусство, отношение людей к природе и друг к другу). Духовная культура

проявляется полнее всего в устных и письменных высказываниях, в повседневном и праздничном

поведении. Большую роль в бытовой жизни сибиряков играл народный календарь, имевший

земледельческую основу и приуроченный к святцам. В православных святцах каждый день года

отмечен церковным праздником, памятью о каком-то событии или святом и было удобно

использовать эти даты как напоминание, когда сеять, когда урожай убирать и т.д. Эти дни особо

отмечались молитвою и торжественным семейным обедом и чаепитием. Народный календарь

был устным. Еще одна его особенность -когда крестьяне называли дату, они не всегда

подразумевали некий день, если говорили, что событие произошло «на Дмитриев день», то это

означало, что оно имело место в некотором диапазоне до и после 8 ноября. До сих пор по

народному календарю и сеют и жнут, и празднуют.

Общинные и семейные праздники имели всегда огромное значение. Вместе со всеми русскими

людьми сибирские крестьяне чтили церковные праздники. По степени торжественности и видам

богослужения православные праздники подразделяются на великие и малые. Великие праздники

связаны с прославлением Иисуса Христа и его матери Богородицы, его предшественника на Земле

Иоанна Предтечи, учеников Петра и Павла. Один из дней посвящен почитанию Троицы трех

ипостасей Бога. Богослужения, посвященные великим праздникам, проходят с особой

торжественностью. «Праздником из праздников, торжеством из торжеств» считалась Пасха -

время поминовения «чудесного воскресения» Иисуса Христа. Христианская Пасха, длившаяся

неделю, сохранила языческие признаки многодневного весеннего праздника поклонения духам

растительности. В Христов день - первый день пасхальной недели - во время утренней церковной

службы крестьяне дарили священнику крашеные куриные яйца - древний символ возрождения.

Обменивались ими и друг с другом.

Великие церковные праздники, наряду с еженедельными воскресеньями и государственными

светскими праздниками, например, Новый год, в России были днями нерабочими.

В праздники съезжалось множество гостей из других мест - родственники, свойственники,

знакомые. Это был хороший повод для встреч и общения, а молодежи представлялась прекрасная

возможность присмотреть себе невесту или жениха. В дни праздников группы гостей ходили из

дома в дом, на славу угощались. На улицах устраивали подвижные игры, забеги, схватки борцов. К

таким дням могло быть приурочено открытие в селе ярмарки. Среди праздников и обрядов своей

красотой, сложностью композиции и значимостью для судеб семьи выделяется свадьба.

В Сибири молодежь встречалась и знакомилась на вечерках. Родители строго контролировали

поведение молодежи, особенно девушек. Молодые люди никогда не ходили друг к другу домой и

до сватовства не оставались наедине. В особо строгих кержацких семьях девушек не отпускали

даже на вечерку. Русский сибирский свадебный обряд состоял из следующих основных разделов:

сватовство, или рукобитье; девичник и вечерка; баня; расплетение косы; свадебный поезд, выкуп

косы; отъезд к венцу; гулянье в доме жениха. Обычно свадьбы играли зимой.

Свадебный обряд у русских – это многодневное, развернутое драматическое действо с

множеством участников и ритуалов с песнями, плачем, приговорами, присказками, заговорами,

играми и танцами, организованными в несколько циклов.

К группе семейных праздников принадлежат и крестины. Крестили ребенка в церкви через

несколько дней после рождения. В обширных приходах бывало - и через недели, месяцы, обычно

нарекали младенца именем святого, день почитания которого приходился на ближайшее время.

Имелись у сибиряков излюбленные имена, например - Иннокентий. Это имя в России так и

считали «сибирским». Иногда крестьяне просили священника дать младенцу имя кого-то из

родственников, чаще всего деда, бабки: «Сохранится родовое имя, и ребенок будет долго жить».

День памяти святого-покровителя человек потом отмечал всю жизнь. Это и называлось

«праздновать именины», а день своего рождения мало кто помнил.

После обряда крещения в родительский дом приглашали гостей. Почетными действующими

лицами на крестинах являлись крестные родители и бабка-повитуха - пожилая женщина,

принимавшая ребенка при родах. Повитуха подавала гостям свое угощение -бабушкину кашу, а те

отдаривали серебряными монетами. Немного серебра полагалось положить и под подушку

матери - «на зубок» новорожденному.

Общинные и семейные праздники скрашивали жизнь, способствовали взаимопониманию и

взаимопомощи людей. В годовом календаре крестьян-старожилов Енисейской губернии имелось

86 «наиболее типичных, постоянных, общераспространенных праздников».

Выделяют 15 типов поселений восточных славян в Сибири и Дальнем Востоке по признаку

единства фольклорных традиций. Своеобразен фольклор служилого казачества, старообрядческих

скитов (укромных поселений), пригородных местностей, старожилов и переселенцев,

представлявших разные народы и местности Европейской России. Общерусская, украинская,

белорусская основа народной культуры сибиряков пополнилась и видоизменилась под влиянием

местных условий.

Фольклор закреплял методы педагогических усилий семьи и общества, чаще - в иносказательном

виде, в преданиях, сказках, шутках оценивались те или иные качества и поступки людей.

Фольклор являлся действенным средством воспитания и образования. Материнские колыбельные

песни, пестушки, потешки, отцовские прибаутки специально созданы народом для этого. Загадки

хорошо развивают ассоциативное мышление, скороговорки исполняют дефекты речи. Фольклор -

часть вековой мудрости, которая передавалась новому поколению при образовании и

воспитании. Много раз услышав в детстве, человек на всю жизнь запоминал и старался исполнить

такие родительские навыки: «Без труда - спасенья нет (душа не обретет вечной жизни)», «Гулявши

много смолоду, умрешь под старость с голоду», «Ищи добра не в селе, а в себе» и т.д.

В условиях Сибири важную роль в выборе оптимальных способов ведения и сохранения как

трудовых, так и семейно-бытовых традиций, в контроле за их сохранением и соблюдением играла

семья. Представители старшего поколения передавали традиции и опыт трудовой и духовной

жизни, истоки которой исходят из многовековой жизни российских крестьян. Цель сохранения

таких традиций - это выявление лиц, наиболее успешно овладевших народными премудростями,

обучение тем или иным трудовым приемам, сохранение семейно-бытовых традиций. Следует

отметить, что в механизме формирования, передачи и сохранения трудовых традиций

существенное место занимали коллективные сельскохозяйственные работы. В ходе этих работ

закреплялись и передавались и семейно-бытовые традиции, и сопровождавшие их песня, танец,

музыка.

Как видим, духовное наследие сибиряков яркое и интересное и сегодня самое важное и

созидательное из традиций русской сибирской семьи стоит перенять и нам.

ое наследие сибирской семьи