Помогаем ребенку с дислексией и дисграфией.

С
По статистике, от 30 до 65 процентов современных детей дошкольного возраста имеют предпосылки того или иного вида дисграфии. А это значит, что более половины детей не будут готовы к началу школьного обучения. В чем же причина такой статистики? Это и отсутствие постоянного диалога родителей, дедушек и бабушек с малышом, так как большую часть свободного времени семья проводит у телевизора или за компьютером. Это и традиционные методы обучения письму и чтению, которыми могут качественно овладеть только шесть-семь человек из тридцати, а остальные пытаются догонять своих сверстников в учебе или сразу переходят в разряд отстающих. Разуверившись в своих способностях, они попадают в группу риска состояний социальной дезадаптации, в том числе девиантного поведения.

Красноярская региональная общественная организация «Институт семьи» осуществляет свою деятельность в территориях Красноярского края с 2001 года, содействует реализации в жизнь долговременных программ помощи семье и детям по направлениям: социальная поддержка, защита прав детей, охрана нервно-психического здоровья, развитие интеллекта, психокоррекция, образование. Обсуждение вышеперечисленных тем проводится на ежегодных краевых конференциях «Дети Красноярского края: настоящее и будущее», в рамках деятельности Гражданской ассамблеи, а также на родительских собраниях и со специалистами психолого-социальных центров. Профилактика девиантного поведения подростков через внедрение программ «Факультет отцов» и «Семье ведение» является ведущим направлением КРОО «Институт семьи». В рамках реализации проекта «Психолого- речевой центр «Слово» поставлена задача помочь детям адаптироваться к школьному обучению, освоить программу, используя ком¬плексный подход, с помощью методов нейропсихологической диагностики и коррекции.
Дислексия. Дисграфия.

Дисграфия — это неспособность овла¬деть письмом при нормальном развитии интеллекта, и часто дислексия и дисграфия наблюдаются у детей одновременно. Ребенок с избирательным нарушением способности к овладению навыком чтения имеет трудности в восприятии информации, дезориентацию в пространстве, неуклюжесть, дефицит вни¬мания. Симптомами являются замедленный, «угадывающий» характер чтения. Читая, ребе¬нок «теряет» буквы, путает их порядок, не улав¬ливает смысла прочитанного. При дисграфии ребенок пишет без пробелов между словами, пишет буквы в зеркальном изображении, про¬пускает или переставляет слоги. В рам¬ках реализации проекта «Психолого-речевой центр «Слово» краевой программы «Социаль¬ное партнерство во имя развития» совмест¬ными усилиями специалисты КРОО «Институт семьи» — логопеды, дефектологи, психиатр, психотерапевты, дефектологи, филолог — при поддержке родителей, воспитателей и учителей помогают скорректировать данные нарушения.
Одна из частых проблем ребенка при неспособности овладеть письмом — это трудности поддержания достаточного уровня работоспособности и повышенная утомляемость. Такие дети, поработав непродолжительное время, быстро устают во второй половине урока, они «витают в облаках», «отключаются» при выполнении заданий. Нарастает количество ошибок, письменная работа, как правило, остается незавершенной. Некоторые дети стараются ценой здоровья справиться с учебными задачами, а другие теряют интерес к учебе и начинают привлекать к себе внимание вызываю¬щим поведением, третьи — замыкаются в себе.
Причинами такой проблемы являются и факторы наследственности, и расстройства центральной нервной системы, обусловленные вредностями, связанными с родами, и педагогическая запущенность. Ребенку важно вовремя пройти этапы моторного развития, так как они являются предпосылкой будущей речи, как устной, так и письменной. Например, ползание укрепляет межполушарную связь, помогает управлять своим телом, ориентироваться в пространстве, формировать связочный аппарат запястий и кисти, что необходимо для развития мелкой моторики малышей. Таким детям будет проще научиться держать в руке карандаш или ложку, а в будущем осво¬ить письмо и рисование. Развитию речи спо¬собствует формирование артикуляционного аппарата, своевременное гуление, появление первых слов, фраз, эмоциональное развитие.
Профилактикой нарушений речи и письма необходимо начинать заниматься в раннем детстве, провести все необходимые лечеб¬ные мероприятия. Важно, чтобы окружающая ребенка социальная среда была развивающей. В младенческом возрасте важна активация всех анализаторных систем (органов чувств). Благо¬даря одним анализаторам мы понимаем речь, другим — произносим звуки, третьим — пом¬ним и говорим слова, четвертым — обеспечи¬ваем нашу способность строить предложения, пятым — читаем и пишем.
После школьных процессов интеграции проблема дисграфии и дислексии острее заявила о себе. Почему? Родители детей с особенностями в развитии, в том числе с задерж¬кой психического развития и общим недо¬развитием речи, имеют право сами выбирать школу или форму обучения. Попадая в общее образовательное пространство, такие дети требуют особых подходов и методов обучения. Но методы, которые есть в арсенале педагогов сегодня, направлены на обучение детей, психические процессы которых развиваются без патологии. Если же у ребенка начиная с младенчества были нарушения, то необходима помощь в развитии психических процессов, зрительного гнозиса, праксиса, пространственных представлений, межполушарного взаимодействия. Учеными Москвы и Санкт-Петербурга апробированы методы, доказавшие результативность нейропсихологической коррекции для успешной работы с предпосылками дислексии и дисграфии, а также школьной неуспешностью, связанной с ними, и мы использовали их опыт.
В проекте принимают участие дети в воз¬расте от пяти до 12 лет и их родители. В пяти¬летнем возрасте завершается формирование речи, и ребенок способен дифференцировать на слух ее звуки. В 12 лет завершается развитие тех психических процессов, которые отвечают за мыслительные операции. В возрасте от пяти до 12 лет еще можно помочь справиться с проблемой безграмотности ребенка. По проекту занятия проводятся в группах кратковременного пребывания. В совместных с родителями группах организуются занятия по предупреждению и устранению дисграфии и дислексии, используется деятельностный подход обучения и воспитания. Затем эти формы и методы профилактики и коррекции родители применяют в домашних условиях. Качественным показателем работы является анализ индивидуальных карт ребенка.
Проект «Психолого-речевой центр «Слово» — это возможность представить нашему населению еще один пункт помощи в решении актуальной проблемы современности — дисграфии и дислексии, которые, если их не коррегировать, дают знать о себе в любом классе и возрасте.
Мозг развивается в движении. Моторное развитие ребенка идет поэтапно, и на каждом предыдущем этапе тело подготавливается к новым достижениям последующего. Например, ползание - укрепляет межполушарную связь: между двумя полушариями идет активная слаженная работа и малыши, благодаря этому, лучше управляют своим телом и ориентируются в пространстве. Ползание помогает растянуть связки запястий и кисти, что необходимо для развития мелкой моторики малышей. Таким детям будет проще научиться держать в руке карандаш или ложку, а в будущем освоить письмо и рисование. Выпадение одного или нескольких из этапов моторного развития дают о себе знать в последующем развитии.

Причины расстройств письменной речи:
- наследственная предрасположенность;
- расстройства центральной нервной системы, обусловленные вредностями пренатального (это период от оплодотворения до рождения), натального (связанного с родами), постнатального (период развития после рождения) периодов развития;
- педагогическая или макросоциальная запущенность.

Речь зарождается в мозге. В процессе письма наибольшее участие принимают следующие отделы головного мозга:
- лобная доля отвечает за организацию произвольных движений, за двигательную организацию речи, регуляцию и планирование деятельности;
- височная доля– это речевой слух (способность опознания фонем, звуков). Наряду с этим, височная доля играет важную роль в организации механизмов памяти;
- затылочная доля отвечает за восприятие и переработку зрительной информации (узнавание буквы, выделение ее среди других букв);
- теменная доля - отвечает за восприятие и анализ чувственных раздражителей, за пространственную ориентацию; в нижней теменной извилине расположен центр праксиса (двигательная функция) – отвечающий за механический элемент письма.

Предпосылки дисграфии на первом году жизни:
1. Отсутствие реакции на обращенную речь или появление ее с задержкой. В норме с 5-й недели жизни ребенок реагирует на обращенную к нему речь: перестает плакать, прислушивается к голосам родных.
2. Слабое «гуканье» (начальное гуление) или его отсутствие. С 8 недель ребенок начинает произносить отдельные гортанные звуки. Слабое или отсутствующее гуление – в норме на 3-м месяце жизни появляется смех и истинное (певучее) гуление, когда ребенок, находясь в спокойном состоянии, издает протяженные гласные звуки.
3. Если ребенок не держит головку в 2-2,5 месяца.
4. Позднее появление или отсутствие «комплекса оживления». Это особая эмоционально-двигательная реакция ребёнка, обращенная к взрослому. В норме появляется с 2,5 месяцев, и постепенно затухает к четырем месяцам потому, что поведение малыша становится более осознанным и разнообразным, в нем появляются уже оттенки настроения, эмоции, более сложные формы поведения;
5. ребенок не сидит (норма: 6мес.);
6. слабый или отсутствующий лепет - в 5-6 месяцев жизни гуление постепенно переходит в лепет; который состоит из цепочек слогов (ба-ба-ба, ма-ма-ма). В 9-10 месяцев - очень активный лепет, состоящий из 4-5 слогов и более.
7. мало ползал или вообще не ползал (при своевременном развитии ребенок начинает ползать с 7 месяцев, иногда позже).
8. Вовремя не пошел (к 1 году здоровый ребенок должен пойти).
Речевые навыки ребенка.
К 11-12 месяцам у малыша должны появляться первые слова. От 1-го до 2-х лет - звукопроизношение еще в значительной степени не сформировано. Пассивный словарь в этом возрасте значительно превосходит активный. Дети говорят отдельные слова, обозначающие предметы или действия, а к двум годам появляются фразы из двух слов. Запас слов быстро увеличивается. Речь эмоционально окрашена, сопровождается мимикой и жестами. В 2 года ребенок должен разговаривать.
В возрасте от 2-х до 3-х лет - в норме у детей этого возраста еще постоянны ошибки в роде, числе и падеже существительных, они не всегда употребляют союзы и предлоги. Произношение слов становится более точным. Многие слова произносятся искаженно, но речь ребенка вполне понятна окружающим. Словарный запас детей быстро увеличивается: пользуются глaгoлaми и прилагательными, начинают использовать местоимения и предлоги.
С 4-х до 5-ти - ребенок знает и использует в речи много существительных, глаголов, прилагательных, использует обобщающие слова, называет животных и их детенышей, профессии людей, подбирает слова-антонимы. Развивается способность к словообразованию. В своих высказываниях дети начинают пользоваться структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. К пяти годам исчезают почти все возрастные неправильности произношения. Несформированными могут оставаться звуки Л и Р.
К 6-ти годам - ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи. В речи ребенка, как правило, не встречаются пропуски, перестановки слогов и звуков. Исключение составляют только отдельные трудные и малознакомые слова, например, «экскаватор» и др.. Развитие контекстной речи проявляется способностью к пересказу сказок, рассказов, собственных впечатлений.
Предпосылки дисграфии у детей дошкольного возраста (как это может отразиться на письме):
1. Наличие звуковых замен в устной речи является предвестником артикуляторно-акустической дисграфии.
Симптоматика: на письме это выражается в заменах и пропусках букв, соответствующих дефекту устной речи. Например: «зайтишка» - зайчишка; «калусель» - карусель; «кромко» - громко; «тихина» - тишина и т.п. Ошибки выражаются в смешении согласных ч-т-х, с-з, п-б, к-г, рь-ль (звонкие и глухие).
2. Отсутствие слуховой дифференциации акустически близких звуков (по твердости-мягкости, звонкости – глухости, свистящих – шипящих, а также звуков «р», «л», «й») - является предпосылкой акустической дисграфии.
Симптоматика: замена букв, соответствующих фонетически близким звукам, например, согласные Б-П , В-Ф и др. Или гласные О – У, Ё – Ю; свистящие и шипящие звуки (С – Ш, 3 – Ж, СЬ – Щ); звуки, смешивающиеся между собой и составляющими их компонентами (Ч – Щ, Ч – Ц, Ч – ТЬ, Ц – Т, С – Ц, Ч – Ш, Ц – ТС).
3. Несформированность простых видов фонематического анализа слов: узнавание звука на фоне слова; выделение ударного гласного из начала слова и конечного согласного из конца слова; определение примерного места звука в слове (по принципу – начало, середина, конец). Это является предпосылкой дисграфии на почве несформированности анализа и синтеза речевого потока.
Симптоматика: при нарушении анализа предложений – слитное написание слов, предлогов со словами («поддеревьями» - под деревьями; «втраве» - в траве), разрывы слов; при нарушении слогового анализа и синтеза искажается слоговая структура слов: пропуски, перестановки слогов, добавление слогов. Перестановки слогов свидетельствуют о серьезных нарушениях письма. При нарушении фонематического анализа нарушается звуко-буквенная структура (ошибки проявляются в виде пропусков гласных, перестановки и добавление букв), например: «подосивники» - подосиновики; «встепенулись»- встрепенулись; «лукокошко» - лукошко
4. Несформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза: ребенок затрудняется в различении сходных по начертанию букв в процессе овладения грамотой. Это является предпосылкой оптической дисграфии. Это нарушения на уровне отдельных букв (литеральная) или нарушение на уровне образа слова (вербальная). оптическая дисграфия.
Появляются смптомы: не усвоение и неразличение графически сходных букв и их смешение, пропуски элементов (особенно при соединении букв, включающих одинаковые элементы: «цепка» - щепка), включение лишних элементов («щентр» - центр), неправильное расположение элементов, зеркальное написание («всюбу» - всюду).
5. Несформированность грамматических систем словоизменения и словообразования: внешне это проявляется в неправильном употреблении ребенком окончаний слов в устной речи. Это является предвестником аграмматической дисграфии.
Симптоматика: на письме это выражается искажением морфологической структуры слов, изменением лексического или грамматического значения суффиксов, изменением падежных окончаний, нарушением предложных конструкций, изменением падежа местоимений, изменением числа существительных, нарушениями согласований, пропусками служебных слов, неумением конструировать предложение. Например: «налететь» – влететь, «котенки» – котята, «много стулов» – много стульев и т.п.
Помочь таким детям возможно только совместными усилиями специалистов логопедов, невропатологов, нейропсихологов, психологов, психиатров и др. И непременно важно участие родителей, именно от них зависит большая часть успеха.
Профилактика дисграфии должна начинаться в раннем детстве, особенно, если у ребенка был неблагополучный перинатальный или натальный период.
Вся окружающая ребенка социальная среда должна быть «развивающей». В младенческом возрасте важна активация всех анализаторных систем (органов чувств) - это зрительный, обонятельный, вкусовой, слуховой, тактильный. Каждый из них вносит свой, специфический вклад в развитие ребенка.
Благодаря одним анализаторам - мы понимаем речь, благодаря другим – произносим звуки речи, третьим – помним и говорим слова, четвертые - обеспечивают нашу способность строить предложения, пятые ответственны за чтение и письмо.
Тактильный анализатор – это разного рода прикосновения, поглаживания, прижимания к себе и пр. На этой основе формируется способность различать что-либо на ощупь. Кожа воспринимает прикосновения и по проводящим путям передает сигналы в теменные доли мозга. В нижней теменной извилине расположен центр праксиса – отвечающий за механический элемент письма. Вкусовые и обонятельные ощущения – способствуют активизации определенных отделов височных областей мозга, что значительно обогащает впечатления, получаемые из внешнего мира. Необходимо речевое общение с малышом: способность опознания фонем, наряду с этим, височная доля играет важную роль в организации механизмов памяти. Зрительные впечатления необходимы для созревания затылочных зон мозга, т.к. в будущем это способствует успешному узнаванию букв.
Полноценное раннее развитие ребенка вносит весомый вклад в профилактику отклонений в развитии письменной речи.

В связи с тем, что задачи осуществления проекта включают развитие моторики, Центр предполагает в перспективе организацию группы из числа детей мигрантов, осваиваю¬щих русский язык для лучшей их адаптации в социуме города. Для развития чувства ритма в речи, формирования фонематического слуха необходимо развивать ритмику, умение слу¬шать и анализировать музыкальные произве¬дения, для чего проводится занятие «Музыкальные игры и танцы».
ИТАК, симптомы дислексии:

- Замедленный, «угадывающий» характер чтения.
- Ребенок не может научиться читать или читает искаженно.
- Читает, теряя буквы, путая их порядок.
- Не улавливает смысла прочитанного.

Симптомы дисграфии:

- Отсутствие пробелов между словами.
- Пренебрежение границами полей тетради, правилами переноса.
- Зеркально перевернуты буквы «б», «в», «э», «з», цифры «4», «3», «5».
- Недописывание слов, перестановка слогов.

КАК РАСПОЗНАТЬ эти симптомы?

- Малыш в 3-4-х летнем возрасте не знает, как нужно держать книжку; не отличает каракули от букв; не узнает на письме собственное имя; его словарный запас беден. Плохо различает и воспроизводит звуки.
- В 5-6 лет - не может вычленять звуки в словах; испытывает затруднения при назывании знакомых предметов и цвета.
- В 7-8 лет - читает медленно, не умеет читать незнакомые слова, старается уклониться от чтения.
- В 8-9 лет - становится замкнутым; возникают проблемы поведения; пытается угадать, как звучит слово, упускает смысловое содержание.
- «Незрелая моторика» - не может научиться завязывать шнурки, застегивать пуговицы.

Ребенок с дислексией принимает окружающую действительность
не так, как воспринимают ее другие люди.

Ребенок с дислексией имеет трудности в восприятии информации, дезориентацию в пространстве, неуклюжесть, дефицит внимания.

СОВЕТЫ

- Чаще гулять на свежем воздухе (для работы нервных клеток нужен кислород).
- Записаться в секцию, где учат дыхательным упражнениям, например, у-шу.
- Учиться игре на музыкальном инструменте. Занятия музыкой налаживают взаимную работу полушарий, развивая моторику мышц, что благоприятно отражается на письме.
- Полезен контрастный душ и массаж шейной и затылочной зон жестким полотенцем.

ПРОФИЛАКТИКА
дислексии и дисграфии

- Будущим мамам полезны прогулки на свежем воздухе по 3-4 часа в день.
- Наиболее важен первый год жизни малыша: закладывается фундамент будущего развития, любознательности, активности.
- Курс массажа для малыша очень полезен.
- Пальчиковая гимнастика – при любой возможности играем с малышом, общаемся с ним.
- Важен этап ползания, который запускает функцию межполушарного взаиомдейтвия. Если малыш пропустил фазу ползания - сразу встал на ножки, включите в игру с ним упражнения, которые заставят встать на колени, попробуйте с ним «ползать наперегонки», чередовать ходьбу с ползанием.
- Игровые занятия являются главным методом развития ребенка от 0 до 7 лет.

КОНСУЛЬТАЦИЯ
специалиста

Нейропсихолог, работая с "неуспевающим" учеником, видит скрытую в особенностях работы мозга ребенка, причину школьных трудностей.
Нейропсихолог определяет, какой участок мозга "дал сбой" и составляет индивидуальную программу помощи.
Для коррекции дислексии и дисграфии применяется специальная методика нейропсихологической коррекции (по Семенович и Мерзлякову).
Каждое занятия с нейропсихологом подробно описывается и обосновывается: для чего это делается, и каких результатов можно добиться.
В течение недели занятия проводятся дома самостоятельно.