Молодым родителям

Глава 1. В ожидании первенца

1.1. Готовность к родительству

Родительство – социально-психологический феномен, включает в себя родительские ценности, установки и ожидания, родительское отношение, родительские чувства, родительские позиции, родительскую ответственность, стиль семейного воспитания.
Представления о родительстве складываются у каждого человека, в первую очередь на основе представлений о своей родительской семье, а также о других знакомых семьях, примеры из литературы, кино.
Готовность к родительству (отцовству и материнству) является очень важной для будущих родителей.
1.2. Будущей маме.

Женщина, чуть ли не с рождения, подготавливается природой к роли матери. В детстве играет в «дочки-матери», на любимых куклах постигая азы пеленания и укачивания малышей. Став взрослой, видит и чувствует, как готовится к вынашиванию и кормлению ее тело. А за девять месяцев беременности, которые она проживает вместе со своим крохой, успевает привыкнуть к нему, полюбить и понять. И, конечно же, в полной мере ощутить себя мамой.Во время беременности эмоциональная жизнь мамы существенно меняется. Только что настроение было прекрасным, и вот глаза на мокром месте, непонятная тревога и желание пожаловаться на свою непростую жизнь. Было бы несерьезно надеяться на то, что всю беременность вы будете пребывать в состоянии приподнятого настроения - от забот и сомнений, от стрессов, которыми полна жизнь, никуда не деться. Эндокринные процессы мамочки, ожидающей малыша, самым тесным образом связаны с психическими. Ученые утверждают, что практически каждая наша эмоция имеет свой гормон - радости, удивления, страха и т.п. Женщина, ожидающая ребенка, имеет право на проявление своих эмоций, чувств вне зависимости от того, уместно это или нет.
Через плаценту гормоны женщины легко проникают к плоду, поэтому будущий ребенок испытывает те же чувства, что и его мама. «Делясь» положительными эмоциями с плодом, вы обогащаете его гормонами роста и радости. Но с таким же успехом не родившийся еще малыш подключается и к огорчениям мамы. Кстати, есть и обратная зависимость: настроение плода передается матери, именно этим ученые объясняют повышенную чувствительность, сентиментальность беременных женщин, возникающие у них странные желания, причуды или фантазии.
Может быть, сейчас вам даже простительно быть эгоисткой. Хотя стоит ли называть эгоизмом заботу о ребенке?! Оберегайте себя от огорчений, особенно если вы ничем не можете помочь делу. Старайтесь редко встречаться с людьми, с которыми вам неприятно, тяжело общаться. Несмотря на все трудности, постарайтесь хранить мир и покой в вашем доме, в своей семье. Когда-то на Руси беременная женщина знала две дороги - из дома в церковь и из церкви - домой, ее оберегали от лишних встреч и ненужных контактов, и считалось, что самой лучшей средой обитания для будущей мамы является родной дом.
На будущего малыша влияют не столько стрессовые факторы окружающей действительности, сколько то, какие сильные эмоции по этому поводу испытывает его мама. Причем внешние сильные эмоции вовсе не вредят малышу, наоборот - гормональные перестройки и разнообразие внутренней жизни мамы благотворно отражаются на развитии крохи. Главное, чтобы вы не находились во власти негативных переживаний длительное время, а могли бы эффективно и быстро с ними справляться.
Помните, многие проблемы во время беременности женщина склонна преувеличивать или даже выдумывать. Напряженность может быть связана не с реальной ситуацией, а с вашими фантазиями. Все это полезно понять, чтобы не переживать впустую.
Узнав о своей беременности, одни радуются, другие плачут. Многих эта новость откровенно пугает. Надо признать, что предстоящие девять месяцев ожидания далеко не для всех становятся такими счастливыми, какими мы хотели бы их пережить. Причины, вызывающие такие противоречивые чувства, могут быть самыми разными. Многие бывают слишком измучены тревогой за здоровье будущего малыша и собственное, чтобы найти в себе силы радоваться. Поводов для огорчений, страхов, переживаний бывает и впрямь достаточно, особенно если беременность протекает нелегко. А ведь хорошее самочувствие мамы и ее позитивный настрой так важны для маленького человечка! Что же делать? Не спешите снова корить себя за душевное смятение и грусть. Счастье и талант наслаждаться своим материнством, можно вырастить в своем сердце. Главное помнить, что вы - первая Вселенная для ребенка, и поэтому он чувствует все то же самое, что и мама. Вы еще до рождения можете дать ему уроки любви и уверенности в том, что мир - добрый.
Таким образом, во время ожидания ребенка будущей маме предстоит немало пережить и прочувствовать, узнать, осознать и понять что-то для нее очень важное, а также ей предстоит подготовиться к одному из самых естественных процессов - рождению ребенка, к встрече с малышом.
1.3. Будущему папе.
Для большинства мужчин очень важным является тот факт, что он скоро станет отцом. А можно ли заранее подготовить себя к роли отца?
Важно понять, что ожидание ребенка, беременность - дело семейное. Ведь начало новой жизни дали двое - мама и папа. Значит, беременность и рождение крохи им переживать вместе.
Будущему папе достаточно просто проявлять себя в том, что ему понятно, приятно и доступно: будущей маме надо съездить в поликлинику? - будущий папа может проводить ее. Беременной женщине хочется поделиться с кем-то своими тревогами, опасениями, поговорить о будущем своей крохи?- к кому же ей еще обращаться, как не к мужу?
Каждый будущий папа может поучаствовать в украшении детской комнаты, покупке продуктов, уборке квартиры, в выборе имени своего наследника, обсуждении способов воспитания, кормления и лечения малыша. Да и выбор кроватки и стульчика - вполне мужское дело.
Кроме того, нельзя забывать, что самое важное - психологическая поддержка будущей маме. Ведь беременной женщине так нужно чувствовать себя по-прежнему самой красивой. И роль будущего папы состоит в том, чтобы он старался убеждать любимую в этом; проявлял заботу и нежность; старался прощать резкие перемены ее настроения, вызванные гормональной перестройкой; помогал жене во время токсикоза; по возможности делал жене расслабляющий массаж.
Однако, чтобы оказывать настоящую поддержку жене, мужчине нужно сначала самому справиться с неуверенностью и сожалениями о прошлой жизни.
В этом могут помочь:
• разговоры с друзьями, уже познавшими прелести отцовства;
• беседы с собственными родителями;
• просмотр своих детских фотографий;
• общение с чужими малышами;
• визит к психологу.
Также, привыкая к мысли, что вас теперь трое, мужчине стоит интересоваться жизнью малыша. Спрашивать, как он там: спит или бодрствует, сильно ли пинается, подробно выслушивать результаты обследований, прикладывать руку к животику будущей мамы, общаться с ребенком: говорить, как он любим, здороваться и прощаться с ним, поглаживая животик, рассказывать о чем-либо, читать сказку, петь колыбельную. Еще не появившийся, ожидаемый или новорожденный ребенок уже дает отцу возможность ощутить себя защитником, продемонстрировать родительскую любовь и привязанность.
С рождением ребенка в жизни мужчины очень многое изменится. Молодой папа должен быть готов к тому, что:
 рождение ребенка предполагает некоторое количество финансовых затрат;
 маленькие дети могут продолжительное время плакать, причем не только днем, но и ночью;
 некоторое время придется отказывать себе в привычных удобствах и удовольствиях;
 ребенок требует к себе внимания почти 24 часа в сутки;
 ребенок может болеть, нужно быть к нему внимательным и оказывать своевременную помощь;
 ребенок обязательно вознаградит вас за терпение и внимательное к нему отношение своей любовью, преданностью, нежностью;
 вам очень повезло, что вы теперь - папа;
Быть матерью и отцом – родителями - очень ответственно и очень приятно.
Запаситесь терпением. Очень скоро ребенок подрастет. Вместе с этим закончатся и многие проблемы.
Будущему папе очень важно знать все эти моменты, чтобы после рождения ребенка в полной мере ощутить себя отцом, понимать и чувствовать нужды своего ребенка, поддерживать жену после родов.

1.4. Как можно развивать ребенка во внутриутробном периоде развития.
В одной из притч, женщина пришла к мудрецу и спросила: «У меня только что родился ребенок. С какого возраста нужно начинать воспитание, чтобы он вырос умным, здоровым, счастливым?»
Мудрец ответил: «Ты опоздала ровно на девять месяцев».

Сейчас не вызывает сомнения, что многие черты характера будущего человека формируются в процессе его внутриутробного развития, ибо новорожденный к моменту своего появления на свет уже прожил девять месяцев. Самое интенсивное развитие человека протекает до рождения, начиная с клетки и превращаясь всего за 9 месяцев в совершенное существо, обладающее удивительными способностями и неугасаемым стремлением к знаниям.
Психическая жизнь ребенка формируется еще до рождения . К концу третьего месяца внутриутробного развития ребенок избирательно чувствителен к окружающей среде, поскольку органы чувств и соответствующие центры мозга достигают к этому моменту определенного уровня развития. Зрение, которое невозможно без света, находится в состоянии временного бездействия. Кроха воспринимает лишь слабый оранжевый свет, да и то, при непосредственном освещении живота мамы. Вкус уже хорошо развит, плод даже демонстрирует предпочтение одного другому. Удалось получить изображение плода с гримасой недовольства, когда что-то ему не понравилось.
Ребенок начинает двигаться в ответ на движения матери, ее голос, который он отличает от голосов других. К 6 месяцам кора головного мозга уже достаточно развита для того, чтобы принимать и запоминать сообщения. Если дитя начинает заявлять о себе движением, то пора начинать с ним работать, побуждая его к активности: разговаривать с ним, плавно танцевать, легко похлопывать в ладоши, включать музыку. Пребывание на природе, в приятной для мамы обстановке, звуки подходящей музыки, занятия, которые маме по душе, разнообразие эмоций и ощущений и пр. способствуют благоприятному развитию ребенка.
С начала седьмого месяца беременности подходит для усиления занятий с ребенком. Можно предлагать малышу список слов, которые он будет слышать в первое время после рождения чаще других: люблю, целую, говорю, молоко, мокро, сухо, тепло, холодно и т.п.
Очень важно общение с ребенком. Общение предполагает контакт с ребенком непосредственно через живот мамы. Можно обращаться к нему с вопросами: как у тебя дела? Доволен ли ты прогулкой? и пр. Мамочке можно комментировать свои действия: сейчас мы с тобой сварим нашему папе ужин и пойдем в магазин за молоком. Можно комментировать свои чувства и потребности: мы с тобой проголодались, пора за стол; пришел папа, мы очень по нему соскучились. Если малыш активизировался, стал ворочаться и пинаться, то мамочке можно удобно расположиться, и поговорить с малышом: что случилось, давай с тобой успокоимся, что ты хочешь? Любое общение с ребенком может сопровождаться поглаживанием живота матери, прикосновением к нему или просто направлением взгляда мамы или папы на материнский живот.
Если родители регулярно разговаривают с будущим ребенком, то почти сразу же после рождения малыш будет узнавать их голоса. Часто родители отмечают, что дети распознают музыку, песню, сказку, стихотворение, услышанные еще в утробе матери. После рождения ребенок реагирует на них иначе, чем на другие незнакомые.
Пусть плод с самых первых мгновений своей жизни почувствует вашу любовь, ласку и ваше присутствие. Просто расслабьтесь. Положите руку на живот, представьте, что от вашей руки идет мягкий свет и тепло туда, вглубь, где в блаженстве и неге развивается ваш малыш. Пусть ему всегда будет хорошо! Закройте глаза и представьте, что вы смотрите на него внутренним взором, посылая ему свою любовь. А теперь можно сказать, как вы рады его присутствию и как любите его.
Это ваше первое обращение к своему малышу вы можете повторять столь часто, сколько хотите. Любви никогда не бывает слишком много. А вашему малышу первое, что нужно, — это любовь. С любви все начинается...
Таким образом, заниматься ребенком, его развитием возможно уже в период, когда ребенок находится в утробе матери.

1.5. «Мамин» календарь.

Весь период ожидания малыша можно оформить наглядно.
Возьмите лист ватмана и разделите его по диагонали пунктирной линией, идущей снизу вверх. На линию надо нанизать кружочки с номерами - это недели беременности. В верхнем правом углу, там, где линия беременности заканчивается родами, можно изобразить салют, солнышко с лучами. Подойдет любой близкий вам символ радости или праздника. Можно посоветоваться с будущим папой. Его участие в данном предприятии очень важно.
У вас на бумаге останется много места. Займите его фотографиями детей, которые вызывают у вас нежность и симпатию. Здесь же можно поместить любые зрительные образы, связанные для вас с радостью: нарисовать цветы, приклеить любимые картинки. Важное место должны занять и ваши фотографии разных лет. Несколько фотографий, напоминающих вам о самых светлых моментах жизни, о том, как вы росли, взрослели, менялись, должны составить единую линию, устремленную туда же - к празднику предстоящего рождения. Фотографии будущих папы и мамы можно чередовать, а можно располагать параллельно.
Там, рядом с нарисованным салютом, можно оставить место для фотографии, которую еще невозможно сделать: вы с ребенком. А где-то в нижнем углу останется место для пожеланий родных и близких.
Это еще не все. Под каждым кружочком, символизирующим неделю беременности, пририсуйте небольшой прямоугольник. Сюда вам предстоит вписать, как развивается ребенок в эту неделю, как протекает беременность. Что чувствует будущий отец. Информацию для этих заметок можно вести с участием бабушек и дедушек, всей семьей.
Такая стенгазета торжественно вешается на стену. Ее изготовление наверняка доставит массу приятных минут всем членам вашей семьи. А главное - что-то неуловимое начинает меняться в вас. Вы примеряете на себя роль мамы и папы, и она вам все больше к лицу. Уже скоро в этот день, отмеченный на вашей карте салютом, вы обнаружите, что на свет появился не один человек: вы тоже родились заново, потому что вы стали другими. Теперь вы – мама и папа.
1.6. Методы саморегуляции женщины, ожидающей ребенка.

Женщину, ожидающую ребенка, невозможно целиком оградить от неприятных мыслей, чувств, эмоций. Придется подумать о своем настроении. Как переключиться на радость, если на душе от чего-то тяжело и тому, может быть, есть конкретный повод? Придется постараться.
Придумайте себе некий гимн, который, как пароль, будете исполнять про себя, а то и в полный голос, когда вас охватят черные мысли. Таким гимном может быть любимая песня или жизнеутверждающее произведение собственного сочинения, главное, заговорщически подмигнуть себе. Это только ваш гимн и только вы знаете, что он для вас значит.
Приучите себя не реагировать на внешние раздражители (а они подстерегают нас на каждом шагу и каждую минуту), если они не касаются вас напрямую. Как только вы почувствуете волнение, скажите себе: «Стоп, я беременна!» или «Стоп! Имею ли я право испытывать подобные чувства в данных условиях?» - и по возможности отстранитесь от стрессовой ситуации.
Природа - лучший врачеватель души. По возможности, как можно чаще выбирайтесь на прогулки за город, в парк, слушайте пение птиц, смотрите на тихую гладь воды - все это успокоит вас и настроит на радостное общение с малышом.
Возьмите за правило постоянно находиться в окружении красоты - недаром испокон веков будущие мамы смотрели на красивое, чтобы родить прекрасного ребенка. Тихие музейные залы, классическая музыка, хорошая литература, добрые кинофильмы - все это для вас.
Если днем случилось что-то, заставившее вас поволноваться, испытать негативную эмоцию, рассердиться, вспылить, обидеться, то сразу после этого, или через какое-то время, или перед сном непременно «пообщайтесь» на эту тему с малышом. Объясните ему: «Да, милый, и такое в жизни случается, но ты не переживай, мы с тобой справимся с любой ситуацией, ведь мама очень тебя любит. Извини меня за такие мысли. Давай подумаем о другом.». Какие слова подберете для своего ребенка - решать только вам. Ведь Вы – МАМА. И только вам знать, какие слова будут понятны вашему малышу.
Можно использовать самопрограммирование. Во многих ситуациях целесообразно «ог¬лянуться назад», вспомнить о своих успе¬хах в аналогичном положении. Прошлые успехи говорят человеку о его возможнос¬тях, о скрытых резервах в духовной, интеллектуальной, волевой сферах и вселя¬ют уверенность в своих силах.
Вспомните ситуацию, когда вы спра¬вились с аналогичными трудностями.
Сформулируйте текст программы, для усиления эффекта можно использовать слова «именно сегодня»:
«Именно сегодня у меня все получится»;
«Именно сегодня я буду самой спокой¬ной и выдержанной»;
«Именно сегодня я буду находчивой и уверенной»;
«Мне доставляет удовольствие вести разговор спокойным и уверенным голосом, показывать образец выдержки и самооб¬ладания».
Мысленно повторите его несколько раз.
Эффективен и такой способ, как самоодобрение (самопоощрение).
Люди часто не получают положительной оценки своего поведения со стороны. Это, особенно в ситуациях повышенных нервно-психических нагрузок. Поэтому важно поощрять себя самим.
В случае даже незначительных успе¬хов целесообразно хвалить себя, мыслен¬но говоря: «Молодец!», «Умница!», «Здорово полу¬чилось!»
Находите возможность хвалить себя в течение дня не менее 3-5 раз.
Специально запоминайте ситуации, со¬бытия, в которых вы чувствовали себя ком¬фортно, расслабленно, спокойно, — это ваши ресурсные ситуации.
Для этого за¬поминайте:
1) зрительные образы события (что вы видите: облака, цветы, лес);
2) слуховые образы (какие звуки вы слы¬шите: пение птиц, журчание ручья, шум дождя, музыка);
3) ощущения в теле (что вы чувствуете: тепло солнечных лучей на своем лице, брызги воды, запах цветущих яблонь, вкус клубники).
- При ощущении напряженности, уста¬лости:
1) сядьте удобно, по возможности, закрыв глаза;
2) дышите медленно и глубоко;
3) вспомните одну из ваших ресурсных ситуаций;
4) проживите ее заново, вспоминая все сопровождавшие ее зрительные, слуховые и телесные ощущения;
5) побудьте внутри этой ситуации не¬сколько минут;
6) откройте глаза и вернитесь в обычную обстановку.

Следует приучить себя не пропускать в сферу эмоций чрезмерные раздражители, несущие боль и отрицание многих человеческих ценностей.
Конечно, несчастья близких, общественные катастрофы, неудачи в семейной жизни, работе, собственные промахи не могут вас не расстраивать. Но не следует считать такие неудачи непоправимыми катастрофами. То, что можно, следует исправить. А на нет — и суда нет, как говорят в народе.
Большая мудрость содержится в изречении:
«Господи, дай мне силы изменить то, что я могу изменить,
терпение — принять то, что я не могу изменить,
и мудрость — отличать одно от другого». Аристотель
1.7. О психологической готовности женщины к родам

В течение беременности вы подготовитесь к переменам и к их главному моменту - родам. Многие будущие мамочки с опаской относятся к этому процессу, поскольку никогда через это не проходили. Конечно, и выносить, и родить ребенка - бесспорно испытание. Радость материнства всегда сопряжена с необычной физиологической и эмоциональной нагрузкой (хорошо, если наши близкие понимают это). Однако если природа посылает нам такое испытание, значит должны найтись и силы, чтобы его выдержать. Да, нам придется рассчитывать на себя, но это и здорово. Если мы осилим такую задачу, следовательно, мы можем гордиться собой!
Следует помнить, что роды - это процесс естественный. Природа за 9 месяцев подготовила ваш организм к этому событию.
Беременной женщине можно проконсультироваться у гинеколога о том, как можно подготовить, укрепить группу мышц, участвующих в родовой деятельности, с помощью специальных упражнений. Это тоже в большой мере способствует тому, что роды будут благоприятными.
Подготовить тело к новой, важной задаче помогают и танцы под классическую музыку, которая вам нравится. Сейчас вас должна вести мелодия, а не ритм. Постепенно вы ощутите, как ваше тело наполняет женственность, а движения становятся мягкими и плавными - такими, какие понравятся вашему крохе, когда вы будете брать его на руки.
Понятие «психологическая готовность к родам» обобщает в себе весь спектр отношений к родам, осмысление родов, личную включенность, настрой и эмоциональное состояние женщины, а также все ее представления о родах и готовность к соответствующему поведению в родах. Женщине необходимо настроиться на роды, выработать позитивное отношение к ним. В случае, если она будет испытывать затруднение с этим, ей лучше обратиться в психологическую консультацию. Хорошая психологическая подготовка к родам способствует благоприятному их исходу и может положительно повлиять на здоровье мамы и малыша.

Глава 2. Человек родился.

2.1. С Днем рождения!

Рождение ребенка представляет собой решающий скачок в его развитии. В течение нескольких секунд в организме происходят глубокие и резкие изменения. До этого момента плод получал кислород через плаценту, легкие бездействовали. Теперь ребенок оказывается в новой воздушной среде и ему приходится изменить тип своего дыхания. Из условий относительно постоянной температуры в организме матери . Новорожденный попадает в среду со сниженной температурой. Меняется и тип питания. От вегетативного растительного существования в относительно постоянной среде организма матери он вдруг переходит в совершенно новые условия, в новый для него мир, в котором ему предстоит стать личностью. С Днем рождения, малыш!
Беспомощным существом появляется на свет человеческое дитя. Что же ему помогает приспособиться к новой, такой сложной среде?
На самом первом этапе его жизни – наследственно закрепленные врожденные рефлексы. В ответную реакцию на раздражители в этот критический период развития включается практически весь организм, что связано с широкой иррадиацией возбуждения в центральной нервной системе. Сразу после рождения вступают в действие рефлексы (пищевые, защитные и ориентировочные), обеспечивающие работу основных систем организма – дыхания, кровообращения, пищеварения, удовлетворяющие потребности в кислороде, тепле, пище (так называемые органические потребности). Ориентировочный рефлекс – «что такое?». Уже после 5 -6 дней жизни ребенок способен следовать взором за движущимся в непосредственной близости предметом при условии его медленного перемещения.
Первые проявления эмоций выражаются криком, сопровождаются сморщиванием, покраснением, нескоординированными движениями.
Самую большую радость родителям приносит улыбка ребенка. Эта улыбка возникает на появление матери и звук ее голоса в конце первого месяца жизни.
Возникновение социальной улыбки – важное новообразование первого месяца жизни, оно знаменует конец периода новорожденности и переход к младенчеству.

2.2. Послеродовая депрессия

Послеродовая депрессия, по мнению разных специалистов, охватывает от 20 до 65% женщин. У некоторых она длится всего несколько дней, у других до года. Если же депрессивное состояние после года не уходит, то необходима серьезная медицинская помощь.
В период послеродовой депрессии, как в любой депрессии, притупляется способность радоваться, любить. И молодая мама в недоумении: какая же она плохая, что она не чувствует сильной любви к ребенку, которого так ждала, а вместо радости – опустошение. Огорчает чрезмерная плаксивость, вечно унылое настроение, куда-то ушедшее чувство юмора. Делать ничего не хочется, «прямо руки опускаются». И одной скучно, и любое общение напрягает. Но так мрачно бывает далеко не у всех. Но знать об этом должны все, чтобы можно было себе помочь. Во-первых, следует реабилитировать себя. Во время депрессии женщине сложно получить удовольствие даже от близости с любимым мужчиной. Пусть вас и вашего мужа это не огорчает. Это временно, и это пройдет. Вот восстановится ваш гормональный статус, придет в норму уровень необходимых минералов и солей в организме, и вы станете такой, как были. И любовь к ребенку придет к вам. Вернется работоспособность и энергичность.
Приведем некоторые ситуации, в которых может оказаться женщина.
Например, простынка, наволочка, шапочка и пеленка, в которых ребенок, одного цвета – в крупный горошек. Мама подходит к кроватке и не видит ребенка, т. к. все сливается. У нее ощущение, что ребенка нет. Паника, куда делся ребенок. Или, мама качает пустую кроватку ночью, а ребенок плачет на кровати.
Когда ребенок спит, мамочке кажется, что она из соседней комнаты слышит плач ребенка и к нему бежит. Часто «вхолостую» бегает на кажущиеся звуки.
Женщиной может восприниматься чрезмерно обычный уровень шума. Из-за этого она просит отключить звонок, ходить всем на цыпочках, не включать что-либо и т.д.
Может проявляться предвзятое отношений к отцу ребенка: папа взял ребенка не так, кормит не так, гуляет не так и т.п.
У женщины могут возникать мысли о том, что ее перестал любить муж, или что после родов она стала страшная, неинтересная, или муж не любит ребенка, или «…я устала, ребенок приболел, а ты – про еду».
Женщина может бояться сглаза, ревниво относится к ребенку по отношению к родственникам.
По отношению к старшему ребенку может думать, что он не то дает маленькому, не так к малышу подходит и пр.
Виноватой может считать сама себя во всем. Окружающие постепенно тоже начинают в это верить, т.к. она их убеждает в этом.
Мужчине все равно, из чего ребенок ест, в чем ходит. И если молодой папа что-то сделал «в своем стиле», например, надел ребенку шелковые ползунки, или не надел майку под футболочку, мама может по этому поводу устроить такую сцену, после которой папе будет страшно даже подходить к ребенку.
Женщина может отказаться от прогулки, т.к. не такие ползунки, не такая шапочка. Муж сварил яйцо в детской кастрюле – скандал.
Женщина может закрывать двери, окна во время кормления. Или наоборот, ей могут мешать даже стены, т.к. она всегда хотела бы видеть ребенка.
Стоит не только ждать и терпеть (хотя это очень важно), но и помогать себе. Прогулки в светлое время дня и вообще много света поднимут уровень гормона хорошего настроения – серотонина. Музыка, смешные передачи помогут отвлечься от пессимистичных мыслей. Необходимую помощь могут оказать любые способы активизации левого полушария: это кроссворды, умножение, деление в уме, вообще любые игры с числами. Значительно легче вы переживете этот период, если ваши близкие будут с пониманием относиться к вашему состоянию, не будут предъявлять вам непосильные требования и тем более обвинять вас. Станьте себе на это время доброй, понимающей мамой. Поберегите и утешьте себя. Чем больше вы уделите в этот период внимания себе, тем легче будет с вами и мужу, и бабушкам. А главное – ваше скорейшее восстановление необходимо ребенку. Ради него полюбите себя.

2.3. Родительская любовь

Для благополучного психического развития ребенка важно, чтобы он испытывал два вида любви – материнскую и отцовскую.
Любовь матери – первая и наиболее значимая для ребенка сторона родительской любви.
Материнская любовь безусловна. Мать любит своего ребенка уже за то, что это ее ребенок, со всеми его достоинствами и недостатками.
Материнская любовь приобретает исключительное значение для ребенка. Особенно на начальном этапе его жизни, так как этот период является наиболее значимым, наиболее чувствительным для формирования базовых основ личности и отношения к миру. Общаясь с ребенком, мать с помощью своей любви выступает в качестве посредника, соединяющего ребенка с окружающим миром, именно она подготавливает предпосылки для эмоциональной связи с ним. Материнская любовь способствует возникновению доверия к миру, что необходимо для нормального психического развития ребенка и является основой для формирования его отношения к людям. Насколько ребенок доверяет матери, настолько потом он будет доверять окружающему миру.
Вторая составляющая родительской любви – это любовь отца.
Мужская любовь условна. Мужчина любит за что-то. Истинные отцовские чувства у мужчины возникают тогда, когда ребенок улыбнулся именно ему, протянул руки – ему, когда назвал его папой, когда обнял крепко за шею и пр. Таким образом, для мужчины важна ответная реакция.
Любовь по мужскому типу стимулирует ребенка добиваться успеха, «расти» его умениям, навыкам, стремиться добиться большего, поскольку мужчина более требователен.
Любви отца принадлежит значительная роль в развитии личности ребенка независимо от его пола и возраста. Личные качества отца, в число которых входит и любовь к своим детям, оказывают значительное влияние на развитие ребенка. Любовь отца дает ребенку ощущение особого эмоционально-психологического благополучия, которое не может в полной мере обеспечить одинокая женщина-мать. Любовь отца учит и сына и дочь тому, как мужчина может проявлять любовь к детям, к жене и к окружающим.
В случае, если ребенка воспитывает одна мать, необходимо, чтобы кто-то любил ребенка по мужскому типу (дедушка, родственник). Если в такой ситуации мать любит к ребенка по мужскому типу, то необходимо, чтобы кто-то из близких любил его по материнскому типу. Это очень важно для психического здоровья и развития ребенка.

2.4. Возможные трудности.

Появление в семье ребенка сопряжено с приятными хлопотами, новыми ощущениями, радостными впечатлениями, но вместе с тем, и с определенными трудностями. Эти проявления зависят от личностей самих супругов, от того, как они будут относиться к новой для них ситуации. Кто-то с радостью будет стирать пеленки, для него не будет проблемой встать ночью к кроватке ребенка, встать рано утром, когда ребенок уже проснулся, и т.д., а для кого-то то же самое будет серьезным испытанием.
Следует помнить, что эти проблемы преходящи. Ребенок вырастает, а во всех трудностях стоит научиться искать только преимущества.
• Изменение отношений между супругами в период после рождения первенца.

Супружеская пара – это еще не семья в полном смысле слова. Только с появлением ребенка наступает этап завершения структуры семьи. Рождение ребенка является одной из причин, вызывающей кризис в развитии семьи. Это проверка отношений на прочность. В одних семьях кризис не разрушает целостности и гармонии, а наоборот, сплачивает и еще больше укрепляет отношения. В других же семьях кризис нередко заканчивается распадом отношений: разводом супругов, разрывом связей с родственниками, детьми, нарастанием конфликтности.
В этот период происходит ломка как непосредственных отношений мужа и жены, так и появление новых отношений, опосредованных уходом за ребенком, - отношений матери и отца. Если раньше супруги были заняты друг другом, и мир их отношений замыкался в их паре, то теперь есть третье существо, включившееся в их отношения, - существо беспомощное, требующее огромного внимания, ласки, заботы. Бессонные ночи, беспрерывный поток пеленок, кормлений, прогулок, купаний и т.д. – вот тот круговорот, в который попадают молодые родители и который кардинально перестраивает их взаимоотношения и весь уклад жизни.
Как себя вести, как строить отношения с супругом, чтобы достойно, «с наименьшими потерями» пережить данный жизненный период? Что нужно делать, чтобы сохранять и улучшать, а так же обновлять супружеские отношения, а теперь уже, можно сказать, родительские отношения?
С самых первых дней ребенком нужно заниматься не только жене, но и мужу. Не заставляйте мужа стирать детское белье или готовить ребенку кашу, если это его тяготит или если раньше он этого никогда не делал. У вас это получится лучше и быстрее. Но поиграть с ребенком, разговаривать с ним, даже если малыш еще не начал говорить, поносить его на руках, показывая разные предметы и объясняя, как они называются, не откажется ни один любящий отец. А вы в это время отдохнете сами или займетесь своими домашними делами. Опыт многих семей показывает, что чем раньше мужчина уделяет внимание своему ребенку, чем чаще он к нему прикасается, держит возле своего сердца, целует и ласкает, просто возится с ним на ковре или кровати, получая от этого удовольствие и доставляя радость ребенку, тем крепче его отцовские чувства.
Некоторые молодые папы куда лучше обращаются со своими детьми, чем мамы. Порой женщина недоумевает, почему у нее ребенок все время плачет и капризничает, а оставшись с отцом, спокоен и улыбается. Не нужно ревновать мужа, если он хорошо ладит с ребенком, это и в ваших интересах. Не кидайтесь к супругу, отнимая малыша, если вам показалось, что он держит его не так, как следует. Это ведь и его ребенок тоже, и он не причинит ему никакого вреда. Первый раз муж может взять младенца неловко, но быстро научится. И вы сами убедитесь, как ловко он научился управляться с ним.
Даже те мужчины, которые по натуре эгоисты или не хотели детей, преображаются, когда у них есть возможность самим возиться с ребенком (а не быть сторонним наблюдателем, когда все на себя берет жена). Это творческий процесс, и ребенок подобен пластилину в руках родителей, из которого «лепится» новый человек, и отец будет не меньше вашего гордиться своим ребенком, которого он держал на руках с самого рождения.
Чем сильнее ваш муж привязан к ребенку, тем больше он будет любить и вас, а кроме того, его участие в уходе за ребенком даст вам возможность выполнить всю домашнюю работу, когда ребенок бодрствует. Но зато вы сможете отдыхать и любить своего мужа, уложив малыша спать.
Кстати, будьте готовы и к тому, что муж может и уклоняться, «отлынивать» от выполнения домашних обязанностей, в том числе и тех, которые связаны с уходом за ребенком. Это чаще всего происходит у тех мужчин, которые не готовы в достаточной мере к отцовству. Они стараются избегать незнакомых им действий, оберегать себя от неудобств, стремиться к тому, к чему привыкли.
Одним из необходимых навыков общения между супругами на данном этапе развития их семьи, является умение договариваться. В этот жизненный период важно договориться, как будут распределены обязанности по дому, по уходу за ребенком между молодыми родителями. Папа, придя с работы, может, например, поутюжить пеленки. Перед купанием ему вполне по силам подготовить ванночку для купания. Для прогулки он может подготовить коляску. И т.д. К какому решению вы придете – это ваше семейное дело. Главное, чтобы заботу о ребенке вы делили на двоих, и такое распределение устраивало бы каждого из вас. Это поможет избежать ненужных ссор, напряжений в отношениях. К тому же дети быстро растут. И такая ситуация скоро сменится другой.
Предлагаем вам в таблице, приведенной ниже, распределить между супругами семейные обязанности, характерные для периода, когда в молодой семье родился первенец.
• Гулять с ребенком
• Стирать пеленки, распашонки
• Варить каши и супы для малыша
• Готовить пищу для взрослых
• Готовить ванночку для купания (мыть ее, наливать и разводить воду в ней)
• Быть внимательным к чувствам, ощущениям, состоянию другого
• Утюжить пеленки
• Отдыхать
• Поддерживать порядок в квартире
• Стирать вещи для взрослых
• Высыпаться
• Переодевать, перепеленывать ребенка
• Радовать второго супруга
• Говорить о своей усталости
• Привлекать бабушек и дедушек водиться с внуком
• Готовить коляску к прогулке
• Разводить детское питание
• Следить за постоянным наличием памперсов
• Водить ежемесячно ребенка в поликлинику на осмотр и прививки
• Делать легкий массаж ребенку, укрепляющую гимнастику
• Следить за постоянным наличием соков и пюре для ребенка
• Ежедневно покупать молоко
• Обеспечивать материальный доход в семье
• Одевать ребенка на прогулку
• Заботиться о постоянном обновлении гардероба ребенка, ведь он быстро растет
• Чистить ребеночку носик
• Осуществлять закаливание ребенка
• Петь ребенку колыбельные
• Показывать ребенку окружающие предметы и рассказывать о их назначении
• Приучать ребенка к горшку
• Отучать от соски
• Вставать ночью к кроватке, когда ребенок заплачет
• Подмывать ребенка, когда он обкакается
• Спать утром, пока с ребенком второй супруг или кто-либо еще
• Ставить клизмочку, когда у ребенка запор
• Качать ребенка ночью, если он плачет
• Успокаивать ребенка, когда он закапризничает
• Кормить из ложки
• Читать ребенку книжки
• Играть с ребенком

Если муж много работает, приходит усталый, то не надо перегружать его домашними обязанностями . Это бывает причиной отчуждения, недовольств, разладов. Но когда вы его накормите, поболтаете о всех делах и он отдохнет, то не откажется от возни с ребенком. А вы в это время придете в себя и подготовитесь к ночи, чтобы вознаградить мужа и себя за трудный день. Взаимно удовлетворенные и довольные друг другом, вы выспитесь лучше, чем обычно, и утром проснетесь бодрыми.
Ни в коем случае не надо жаловаться, как вы устали и как замучились с ребенком. Об этом можно упомянуть в разговоре, сказать один раз, и то в тактичной или юмористической форме. Или в косвенной. Но не в претенциозной, жалобной форме.
И уж тем более не стоит под предлогом занятости отказывать мужу в близости. Он тоже устает. Работая, чтобы содержать вас и вашего ребенка, и считает свою работу не менее важной, чем ваши труды по дому. И он тоже нуждается в отдыхе и в хорошем тонусе.
Если ребенок у вас один и он здоров, и если здоровы вы сами, то эти жалобы необоснованны. Молодая неработающая женщина вполне способна за целый день справиться со всеми делами и не чувствовать себя как «выжатый лимон». Миллионы женщин справляются с этими обязанностями, не жалуясь. Ваша мать растила вас без «памперсов», «либеро», детского питания и прочих достижений цивилизации.
Важно правильно организовывать свой режим домашней работы и отдыха, чтобы при этом выкроить время и для того, чтобы доказать своему мужу, что вы его по-прежнему любите, и получить те же доказательства от него. Надо только захотеть и постараться, а не отчаиваться и не считать свою жизнь беспросветной. К тому же самый трудный период – первый год жизни ребенка. А дальше он будет доставлять вам обоим все больше радости и новых открытий. Но пусть ваш муж постоянно занимается ребенком, пусть ощущает себя творцом и воспитателем.
Многие молодые папы жалуются, что с рождением ребенка жена полностью переключила на него свою любовь и перестала интересоваться мужем. Никогда не делайте этого, милые женщины. Ребенок – частица вашего мужа, не забывайте, что супруг тоже имеет к нему самое прямое отношение. Не ведите себя так, чтобы муж чувствовал себя одиноким и «заброшенным». Эта ошибка чаще всего приводит к очень нежелательным последствиям. Будет нарастать взаимное охлаждение, недовольство, и, скорее всего, муж поищет утешения в другом месте – может быть, у другой женщины, а может быть, за рюмкой с приятелями. Вы хотите этого? Хотите потерять мужа, лишить ребенка отца или жить в одной квартире как чужие люди? А если нет, немедленно пересмотрите свои взгляды, пока не поздно.
Появление ребенка, даже желанного, предъявляет к родителям серьезные требования. Ребенок полностью меняет прежний ритм жизни родителей и отнимает то время, которое они раньше посвя¬щали друг другу. Те супруги, которые еще до рождения малыша смогли установить спокойные, здоровые отношения, легче справ¬ляются с этими требованиями. А родителей, которые еще не сумели этого сделать, такие перемены приводят в полную растерянность, и ребенок становится причиной их стресса.
В.Сатир предлагает молодым родителям несколько советов, что надо делать, когда возникают стрессы.
1. Доверьте ненадолго кому-нибудь из близких вашего
малыша и найдите спокойное место вне дома, где вы могли бы
прямо и откровенно поговорить друг с другом. Поделитесь тем, что
чувствует каждый из вас, расскажите о всех своих обидах и разочарованиях, чувстве беспомощности и страха. Это время может оказаться особенно тяжелым для отцов, не имеющих такой близкой связи с ребенком, как мать. Отцу тоже хочется чувствовать, что он нужен и полезен. И женщина, играющая главную роль в этой ситуации, должна предоставить ему место рядом.
2. Скажите, как вы нужны друг другу, чего ждете от другого.
Это может заставить вас пересмотреть отношение к себе и к супругу и даст вам силы для дальнейшей совместной жизни.
После такой откровенной беседы постарайтесь ежедневно выделять время для обсуждения своих проблем и на каждую неделю намечайте какое-нибудь интересное мероприятие для вас двоих. Это будет способствовать налаживанию более гармоничных отношений.
Другая трудность, которая может возникнуть в этот период, — это страх потерять собственную независимость и самостоятельность: «Когда же у меня будет хоть немного времени для себя?» Такой вопрос часто задают себе молодые родители. Чтобы не чувствовать себя в полной зависимости от ребенка, нужно правильно организовывать свое время. А для этого выскажите свои пожела¬ния и попросите помощи у своего супруга (а позже и у других членов семьи). Наверняка положение изменится, как только вы обсудите этот вопрос и сможете вместе спланировать свое время.
3. Подумайте, не противоречите ли вы сами себе или друг другу в своих чувствах и поступках. Если это действительно так, то попытайтесь понять причины этого. Ваш собственный здравый смысл — отличный источник новых идей и решений.
Многие воспринимают кризисную ситуацию, связанную с рождением ребенка, как тест на выносливость. Я же советую вам рассматривать ее как задачу, требующую решения: как двоим любящим людям направить свою энергию на сотрудничество, на благо каждого, в интересах друг друга и своих детей?
Не забывайте, что, когда мы спокойны и внимательны, мы можем многое решить.
Нередко родительские обязанности становятся настолько тяжкими и отнимают так много сил, что супружеская жизнь отходит на второй план. Родителям важно это осознавать. Иначе ребенок становится единственной причиной того, что родители не разводятся. Ребенка прямо или косвенно могут обвинять во всех семейных трудностях: «Если бы не ты, все было бы лучше».

С рождением ребенка у одного из супругов может появиться эмоциональная привязанность вне семьи. Обычно это происходит с отцом, который чувствует, что ребенок полностью отнял у него любовь и внимание жены.
Несмотря на вашу занятость, остановитесь и подумайте, что происходит с вами, вашим супругом, как ваши отношения влияют на остальных членов семьи. Что бы вы хотели сейчас сделать или изменить? Помните, что женитьба и рождение ребенка должны приносить радость.
У нас нередко опускаются руки, когда мы чувствуем, что боль¬шинство попыток что-то изменить ни к чему не приводит. Если вы готовы честно признать бесполезность ваших действий, в дальней¬шем вам будет легче. Вы должны научиться многое делать по-дру¬гому, независимо от того, что раньше вы поступали неправильно. Возможность перемен зависит только от перемен в вашем сознании и вашей готовности искать новые пути.
Для начала нужно разобраться, что же происходит, и осознать, чему надо научиться. И как это можно сделать.
Кто-то сказал: «Жизнь — это ваш сегодняшний взгляд на вещи: стоит изменить точку зрения, как изменится ваша жизнь».
Один человек постоянно жаловался на темноту. Все изменилось в тот день, когда он оступился и упал. Падая, он потерял очки и вдруг увидел свет. Он просто не знал, что всегда носил темные очки. Сколько же среди нас носящих темные очки и совсем не догадывающихся об этом? Чтобы осознать это, порой требуется сильная встряска. Честное признание нашего невежества — большая победа над собой.
Если вы чувствуете, что в вашей семье что-то не ладится, постарайтесь исправить ситуацию — ведь вы же сразу беретесь за ремонт, если ваш автомобиль барахлит. Поделитесь своими наблюдениями с мужем, друзьями и решите, что можно сделать. Если вы не можете изменить ситуацию самостоятельно, обратитесь за помощью к человеку, которому вы доверяете.
Таким образом, после рождения первенца между супругами происходит закономерное изменение отношений, обусловленное новыми обстоятельствами их жизни – появлением третьего члена семьи - их первенца. Очень важно молодым супругам повести себя грамотно в данной ситуации, чтобы сохранить доброжелательные отношения. Рождение ребенка, хоть и является кризисом в развитии семьи, но здесь все сопряжено с приятными хлопотами. Семья, благополучно миновавшая испытание, испытывает удовлетворение от победы, и события этого периода надолго остаются источником семейных воспоминаний. Это как у солдат, вместе прошедших пожар войны: они на всю жизнь чувствуют себя родными.
Желаем вам, чтобы ваши супружеские отношения в первый год жизни вашего ребенка отличались искренностью, доверительностью, пониманием. Будьте терпимы, благоразумны. Прислушивайтесь к себе, и тогда вы сможете пользоваться собственной интуицией и женской мудростью. Это поможет сохранить ваши отношения с супругом, укрепить их, а рождение вашего первенца будет вас только радовать.
• Детский плач.
В связи с тем, что после рождения у ребенка изменился тип питания, ребенок испытывает сильные боли. На колики в животике ребенок реагирует плачем. Плакать он может и днем, и ночью; от нескольких минут до нескольких часов. В этот период молодым родителям следует набраться терпения и просто переждать это время. Лучше, конечно, обратиться к участковому педиатру и ребенку назначат определенные препараты, которые помогут организму малыша успешнее перестроиться.
Существуют и другие причины плача. Чуткая мама различит, когда ребенок плачет потому, что он хочет есть, или плачет, потому что хочет пить, или от желания, чтобы его взяли на руки. Плач будет в каждом случае разным. Совсем по-другому ребенок будет плакать, если он не здоров или просит вашего присутствия. Даже если ребенок куражится, плакать он будет также по-другому.
Ничего страшного, если поначалу вам будет казаться, что вы не отличаете один вид плача от другого. Будьте внимательными и в скором времени поймете язык новорожденного ребенка.

• Родовые травмы.
К сожалению, родовые травмы в наше время не редкость. Что делать родителям, если у их ребенка родовая травма?
Во-первых, узнайте, имеется она или нет (сразу же после родов ее определить можно не всегда).
Во-вторых, выясните, какого рода проблема, что конкретно травмировано.
В-третьих, спросите, как вести себя маме со своим ребенком. Покажите врачам свою заинтересованность, положительные намерения, желание помочь.
В-четвертых, поговорить с неонатологом, педиатром о том, каким специалистам следует показать ребенка после выписки из родильного дома.
Родовые травмы могут быть различны по степени тяжести. И чем тяжелее родовая травма, тем более адекватной должна быть помощь ребенку.
Если у вашего ребенка есть проблема, важно:
• признать сам факт того, что ребенок имеет данную проблему
• четко выполнять все рекомендации специалистов, все процедуры, которые назначены ребенку (в срок, своевременно)
• сознавать, что чем в более раннем возрасте ребенку будет оказана помощь, поддержка, тем быстрее ребенок восстановится
• понимать, что, насколько серьезнее родовая травма, и насколько медленно, несвоевременно будет оказана помощь и поддержка малышу, настолько длительнее во времени будут ощущаться ее последствия (в раннем детстве, в подростковом возрасте и т.д.)

1.5.Что дают дети?

Когда слышишь вопрос «Что дают дети?», задумываешься о многом. Конечно, каждый человек от того, что у него родился или скоро родится ребенок, ожидает то, что ожидает именно он. Но есть общие положения, которые можно приобщить к своим ожиданиям.
Что дают дети?
• Делают супругов родственниками. Посредством ребенка супруги, т. е. «родственники по выбору» — муж и жена — становятся родителями — отцом и матерью, т. е. биологическими родственниками.
• Ребенок дает родителям возможность открыто проявлять чувство любви и эмоционального самовыражения (родного малыша можно погладить, «потискать», поцеловать куда угодно, обнять, с ним можно попищать, «повозиться» и т. д.).
• Ребенок заставляет родителей повышать свой культурно-образовательный уровень. Уже возраст «почемучек» обнаруживает, что взрослые многого не знают: мама отсылает к папе, а папа обещает посмотреть в словаре. Обучение детей в школе, в той самой, где «задавать все больше нам стали почему-то» и где «нынче первый класс вроде института», вообще заставляет родителей «заново учиться» и, как ни странно, многому учиться у своих детей.
• Ребенок выступает неким этическим регулятором, он заставляет взрослых сдерживать свои негативные эмоции, контролировать свою речь, следить за манерами и поведением. Интересно, что такой «контролер» в семье иногда очень полезно и благотворно влияет на родителей и развивает их самоконтроль.
• Ребенок непроизвольным образом позволяет взрослым вернуться в их собственное детство, как бы вторично его пережить.
• Ребенок в семье обеспечивает партнерство — сначала по играм, затем, возможно, по каким-то более серьезным досуговым занятиям, далее — по ведению хозяйства и иногда разделяет и продолжает профессиональные увлечения родителей.
• Наконец, ребенок представляет потенциальную опору и поддержку в старости.

Глава 3. Существенные мелочи.

Очень важно развивать своего ребенка уже с первых месяцев жизни. На кончиках пальцев находятся нервные окончания, которые напрямую связаны с теми участками в коре головного мозга, которые отвечают за речь и мышление. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы можем влиять на развитие речи ребенка и косвенно воздействуем на развитие интеллекта.

3.1. Что дает развитие моторики до 1 года

o Воздействие на активные точки, связанные с центрами головного мозга, центрами речи
o Косвенное воздействие на общее интеллектуальное развитие ребенка
o Подготовка к овладению навыком письма
o Компетентность малыша в предметном мире.

3.2. Как можно развивать ребенка первого года жизни

Рациональные игрушки для первых трех месяцев
 Подвижные игрушки простой формы, которые легко распознать снизу. Полные фантазий и недорогие, даже самодельные игрушки из ярких перьев, шариков, бумаги, которые легко раскачиваются при малейшем движении воздуха. Одна- две картинки над кроваткой. Главное - простые, лучше всего круглой формы и ярких цветов. Предпочтительные мотивы: веселые рожицы, цветы, солнышко, рыбки и пр.
 Мягкие тряпичные игрушки или куклы.
 Когда ребенок сознательно начинает хватать руками (обычно это происходит на третьем месяце), можно давать ему деревянные легкие игрушки и погремушки.
Важно чтобы все, что ребенок сможет взять в рот, было сделано из материалов, не содержащих вредные вещества. Поэтому покупайте игрушки в специализированных магазинах или изготавливайте их сами. Следите, чтобы первые игрушки были цельными, и ребенок не мог проглотить оторванную часть.
Смысловые игрушки от 4 до 6 месяцев

Маленькие матерчатые мешочки, наполненные кусочками пенопласта, фасолью, рисом и т.д. Сшейте из цветных лоскутков маленькие мешочки и наполните их различными материалами: зернами, крупной фасолью, рисом, мягкой губкой, перышками, камешками и т.д. Таким образом, ребенок может приобрести навыки хватания и осязания и познакомиться с предметами разного веса. Проследите, чтобы швы у мешочков были тщательно заделаны.
Большую радость доставит Вашему ребенку помять в руках разноцветные помпоны, которые Вы можете сделать сами без материальных затрат. В том числе:
 Папиросная бумага для сминания и шуршания.
 Деревянные катушки из-под ниток.
 Коробка из-под шоколадных конфет. Яркая, большая, пластмассовая ложка (или небольшая деревянная).
 Маленький венчик для взбивания белка.
 Лоскутки самых различных тканей: хлопчатобумажные, шелковые, шерстяные, махровые, бархатные.
Важно, чтобы кусочки материала и тканей были малого формата, иначе ребенок сможет в них завернуться. Следите за тем, чтобы ребенок не проглотил папиросную бумагу, если он вздумает ее взять в рот.
Игрушки для детей от 7 до 9 месяцев

В третью четверть года дети любят играть не только с привычными игрушками их возраста, но и освоить новые движения и, научившись новому, они начинают интересоваться такими игрушками, которые можно катать, двигать и тянуть. Особое удовольствие доставляют им следующие вещи:
 Разноцветный резиновый или надувной мяч для игры а воде.
 Теннисные мячики.
 Деревянные шарики (достаточно крупные, чтобы ребенок не смог засунуть их в рот).
 Комок теста.
 Круглые фрукты: яблоки, апельсины, грецкие орехи (лесные орехи слишком мелкие и ребенок может их проглотить)
 Различные сосуды для игры в ванне (пластиковые баночки, бутылочки, тарелки, мисочки, мыльницы и др.)
 Рулон туалетной бумаги.
 Автомобильчик, чтобы можно было его катать (улитка, уточка на колесах и т.д.).
 Первая книжка с крупными картинками, обведенными контурами, ярко
раскрашенными (иллюстрации в книгах можно показывать и комментировать уже с 4 мес.!!! ).

ИГРУШКИ для детей от 10 до 12 месяцев
Ваш ребенок хорошо сидит и играет обеими ручками. Таким образом, появляются предпосылки для более сложной активности. Идеальными игрушками являются:
> Яркие разноцветные строительные кубики. Даже если малыш еще не может поставить друг на друга больше двух кубиков, ему доставит большое удовольствие с грохотом разрушить башню, построенную вами.
>Пластмассовые емкости, деревянные кубики или матрешки, вкладывающиеся друг в друга.
> Первые толстые цветные карандаши - мелки, чтобы выводить каракули - не ждите высокохудожественных произведений.
>Для купания в ванне: пластмассовые баночки различной величины и формы (стаканчики из-под йогурта), пусть ребенок заполняет их водой. Можно в пластиковых стаканчиках проделать дырочки, чтобы водичка весело выливалась. Яркая пластмассовая лейка.
>Ребенку приносит радость все, что издает звуки. Смастерите самые простые «музыкальные» инструменты, например, барабан. (Лучше всего барабанить по миске или кастрюле.). Можно использовать различные колокольчики, как покупные, так и самодельные.
Правильно храните игрушки. Как только ребенок научится сидеть и какое-то время заниматься один, пусть в его распоряжении появится маленький стульчик и низенький столик - «рабочее место», где он может рисовать и играть. Хранящиеся игрушки должны быть доступны. Нужно, чтобы ребенок сам их достал, использовал и положил на место. Следите за тем, чтобы среди игрушек был определенный порядок. Необходимо приучать ребенка убирать игрушки каждый вечер перед тем, как ложиться спать.

3.3. Игры с детьми до 1 года.

Общение с маленьким ребенком — это всегда радость. Но эта радость зачастую сопряжена с массой проблем и забот, волнений и переживаний. Вырастить здорового и развитого ребенка можно только тогда, когда есть возможность действовать с любовью, вниманием и терпением, действовать чутко и творчески. Игры — один из способов сделать процесс воспитания ребенка приятным и полезным для самого малыша и для взрос¬лых, окружающих его. Кроме того, играть - это насущная потребность каждого маленького человечка. В игре ребенок познает мир вокруг себя, изучает те явления, с которыми ему приходится сталкиваться, готовится взрослеть и общаться с людьми. Игры помогают малышу осваиваться в реальности и правильно реагировать на события. С помощью игр можно прививать ребенку необходимые навыки и умения, развивать его физическую силу и творческие способности. Игры помогают не только малышам, но и их родителям: играя с детьми, взрослые начинают лучше понимать их и активнее включаться в сложный мир детства.
Мы предлагаем Вам развивающие, познавательные и просто веселые игры на все случаи жизни- жизни ребенка от самого его рождения до 1 года. Ведь в этом возрасте раз¬витие малыша полностью зависит от стараний близких ему людей. И если ваш ребенок будет окружен постоянным вни¬манием и любовью, он обязательно вырастит сильным, кра¬сивым и способным. Эта информация будет, безусловно, полезна родным малышей: мамам, папам, бабушкам и дедушкам, а так же няням и гувернанткам.
До 1 месяца
Гляделки
Самая первая игра, в которую вы можете поиграть с новорожденным, — «Гляделки». Замечено, что в этом возрасте детей больше всего привлекают лица родителей.
Возьмите малыша на руки и подержите его в вертикальном положении. Дождитесь, когда ребенок сосредоточится, и начинайте игру: широко открывайте и закрывайте глаза, подмигивайте, улыбайтесь, открывайте и закрывайте рот.
Первоначально взгляд ребенка будет просто скользить по вашему лицу, редко фиксируясь надолго. Однако благодаря таким упражнениям скоро ваш малыш научится сосредотачивать свой взгляд на неподвижном или движущемся объекте.
Тренируем глазки
К концу второй недели жизни можно начинать прово¬дить с малышом занятия для тренировки зрения. Для занятий подойдет предмет или игрушка любой выразительной окраски.
Перемещайте выбранный предмет из стороны в сторону на расстоянии 50-70 см от глаз ребенка, периодически останавливая его. Следите за тем, чтобы малыш повторял глазами те же движения, т. е. двигал глазами то вправо, то влево, то удерживая взгляд на предмете.
Очень важно научить ребенка концентрировать взгляд. Для этого предмет нужно перемещать не только горизонталь¬но, но и вертикально, то приближая, то отдаляя его от глаз малыша.

От 1 до 3 месяцев
Погремушка
Обычно самой первой игрушкой грудного ребенка стано¬вится погремушка. Чтобы погремушка стала полезной для малыша, ее нужно выбирать по определенным критериям. Лучше, если она будет желтого цвета, так как ученые счита¬ют, что новорожденные среди прочих цветов выделяют именно желтый. Следующее требование — погремушка должна быть не очень шумной, ее звук не должен пугать малыша.
Возьмите погремушку в руку и погремите ею то слева, то справа от ребенка. Вскоре вы заметите, что малыш следит глазами за перемещением игрушки и прислушивается к звуку. Тем самым тренируется слух и происходит совмещение реакций органов слуха и зрения.
Оглядись вокруг
На втором месяце жизни ребенок видит лучше и четче, чем в первые дни. Теперь все больше предметов попадает в поле его зрения. Находясь дома, малыш обычно разглядывает контрастно окрашенные предметы: обои с явно выраженным геометрическим рисунком, цветные картины, черно-белые фотографии, игрушки с черно-белым узором.
Гуляя с ребенком на улице, вы наверняка замечаете, что его многое интересует. Внимание малыша привлекают плавно раскачивающиеся деревья и цветы, движение облаков, силуэты людей.
Обезьянка
В эту игру можно поиграть с двухмесячным малышом.
Возьмите ребенка на руки и держите его так, чтобы расстояние от его глаз до ваших не превышало 20-25 см. Если малыш находится в состоянии спокойной сосредоточенности, то можете начинать игру. Медленно высуньте свой язык, затем дайте ребенку присмотреться к вашим действиям. Затем пошевелите языком и спрячьте его. Повторите это несколько раз. Вскоре ваша «маленькая обезьянка» будет повторять за вами эти движения.
В следующий раз вы можете изменить игру, например, широко открывать и закрывать рот.

Наблюдатель
Выберите игрушки различной формы, желательно контрастно окрашенные. Подвесьте их на веревочках над кроваткой малыша. Сначала он будет просто смотреть на игрушки, изучать их очертания, окраску и т. п. В возрасте около трех месяцев ребенок начнет трогать их ручками, ножками и наблюдать за их движением.
От 3 до 6 месяцев
Чудесное зеркало
Ваш малыш плачет. Вы перепробовали все, чтобы его успокоить, но ничего не помогает. Тогда используйте игру «Чудесное зеркало».
Усадите ребенка перед обычным большим зеркалом и привлеките его внимание к «двойнику». Глядя на себя в зеркало, малыш очень быстро успокоится.
Интересные движения
Эта игра очень проста. Вам нужно посадить ребенка так, чтобы ему был виден аквариум с рыбками, маятник от настенных часов или маленький игривый котенок. Наблюдая некоторое время за движением маятника или животных, ребенок даст вам возможность отдохнуть или заняться своими делами.

Переступание
Возьмите ребенка под мышки и, поддерживая его, поставьте ножками на ровную поверхность.
Пусть малыш отталкивается от пола ножками — то одной, то сразу двумя. Это очень хорошая тренировка: ножки вашего ребенка будут крепнуть и готовиться к ползанию, а затем и к ходьбе.
Ванька-встанька
Положите ребенка на спину на коврик перед собой, возьмите его руки в свои. Теперь, держа малыша за ручки, помогите ему сесть. Если ребенок проявит желание, помогите ему встать на ножки, поддерживая при этом за подмышечные впадины. Пусть он немного «постоит», осмотрится. Затем медленно опустите ребенка в исходное положение. Повторите упражнение 5 раз.
Игра «Ванька-встанька» укрепляет мышцы живота, шеи и спины.
Крест-накрест
Положите малыша на животик, и пусть он попробует приподняться на ручках. В то время, пока он разглядывает все вокруг, возьмите его ножки в свои руки и осторожно скрестите их. Одна ножка окажется поверх другой. Затем вернитесь в исходное положение. После этого повторите упражнение. Теперь другая ножка должна оказаться сверху.
Упражнение повторить 5 раз для каждой ножки.
Игра «Крест-накрест» способствует укреплению мышц бедер, ног и нижней части спины, а также является хорошей тренировкой для перевертывания малыша.
Юный барабанщик
В эту игру можно играть с малышом в возрасте четырех месяцев. Найдите похожий на барабан предмет (пластмассо¬вое ведерко, картонную коробочку и т.п.) или игрушечный барабанчик и покажите ребенку, как нужно стучать по нему. Малыш будет радостно бить кулачками по «барабану» и при¬слушиваться к издаваемым звукам.

от 6 до 9 месяцев
Учимся ползать
Начиная с пяти-шести месяцев можно обучать малыша ползанию. Поставьте интересующий ребенка предмет на расстоянии 20-30 см и привлеките его внимание: «Посмотри, какая красивая игрушка, достань-ка ее!» При этом можно подвигать игрушкой. Малыш, конечно же, попытается дотянуться до игрушки. Если попытка будет неудачной, подвиньте игрушку поближе к малышу, чтобы он смог достать ее. Всегда одобряйте любую попытку малыша к ползанию. Вводите в игру новые предметы и игрушки, чтобы постоянно поддерживать интерес ребенка к игре. Во время игры ничто не должно отвлекать внимание малыша.
К семи-восьми месяцам правила игры «Учимся ползать» можно усложнить. На пути к игрушке можно сделать небольшое возвышение (преграду), например положить поролоновую диванную подушку или сложенное в несколько раз одеяло. Если ребенку трудно преодолеть препятствие, помогите ему (подсадите, подбодрите).
С игрой «Учимся ползать» ребенок приобретает основные навыки ползания и получает необходимую для своего возраста физическую нагрузку, тем самым укрепляя мышцы.
Крепкие ручки
Когда вашему малышу исполнится полгода, можно научить его следующему упражнению. Возьмите два цветных колечка и дайте ребенку зацепиться за них ручками покрепче. Вы тоже должны держаться за те же колечки и осторожно приподнимать малыша так, чтобы он почти садился. Затем потихоньку опускайте его в исходное положение. При этом не забывайте хвалить ребенка за то, что у него такие крепкие ручки.
Повторите упражнение 6 раз.
Укрепление мышц живота
Занимаясь с семимесячным ребенком, можно несколько усложнять прежние упражнения.
Положите ребенка на ровную поверхность. Возьмите одно колечко и дайте малышу покрепче ухватиться за него рукой. Теперь, придерживая ножки ребенка своей рукой, медленно поднимайте его туловище, держась за кольцо. Потом так же медленно опускайте малыша в исходную позицию. Затем переложите колечко в другую ручку ребенка и повторите упражнение.
Это занятие укрепляет мышцы живота.
Покажи свою силу
Если ваш малыш уже научился самостоятельно сидеть, вы можете включить в гимнастический комплекс следующее упражнение.
Посадите малыша на ровную поверхность и дайте ему в ручки все те же колечки. А теперь попробуйте потянуть за одно колечко так, чтобы ручка малыша оказалась вытянутой вперед. Затем малышу нужно потянуть колечко в свою сторону; при этом вы должны легонько сопротивляться. Теперь проделайте то же с другой рукой.
Повторите упражнение по 4 раза для каждой руки.
Повороты
Когда ребенку исполняется восемь месяцев, он становит¬ся очень подвижным. Он уже способен сидеть не опираясь, он поворачивается во все стороны и даже пытается вставать на ножки. Ко всем описанным выше упражнениям, которые необходимо продолжать выполнять с большим количеством повторений, можно добавить упражнение "Повороты».
Посадите ребенка на ровную поверхность и, привлекая его внимание то с одной, то с другой стороны, добейтесь того, чтобы малыш поворачивался то влево, то вправо всем корпусом.
Повторите упражнение 6 раз в каждую сторону.
Переступания в стороны
Это упражнение - хорошая тренировка для малыша в возрасте восьми месяцев.
Поставьте ребенка у опоры или просто держите его за руки. Сделайте движение руками в одну сторону, чтобы малыш переступил ножками вбок. Затем помогите малышу вернуться в исходное положение. После этого сделайте то же самое в другую сторону.
Повторите упражнение по 4 раза в каждую сторону.
Гибкая спинка
Положите ребенка спинкой на ровную поверхность. Придерживая руками ноги малыша, на счет «три» закиньте ножки ему за голову, но не касайтесь ими поверхности. Некоторое время удерживайте это положение, затем опустите ножки в исходное положение.
Повторить упражнение 5 раз.
Игра «Гибкая спинка» сделает позвоночник вашего малыша гибким и подвижным.
Качалка
Сядьте на пол, согните ноги в коленях, а ступни поставьте вместе. Теперь возьмите ребенка за руки и прижмите к своим голеням. Далее плавно откиньтесь назад, при этом увлекая малыша за собой. Ваши ноги должны быть напряжены, а малыш должен занять горизонтальное положение лицом к вам. Немного покачайте ребенка на ногах, сгибая и разгибая их. Затем вернитесь в исходное положение.
Упражнение повторить 5 раз.
Игра «Качалка» вселяет ребенку уверенность в себе, развивает чувство равновесия.
Малыш на шаре
Для этой игры вам понадобится большой надувной мяч. Надуйте его не до конца. Затем положите ребенка животиком на мяч и придерживайте его за бедра. Теперь медленно перекатывайте малыша то вперед, то назад.
Повторите упражнение по 5 раз в каждую сторону.
Игра «Малыш на шаре» помогает укрепить мышцы спины, шеи и живота ребенка.
Пуговичное ожерелье
С помощью этой игры можно тренировать пальчики малыша. Возьмите прочную нитку и наденьте на нее много пуговиц, различающихся по форме, размеру и цвету. Крепко завяжите нитку. Теперь дайте малышу исследовать пуговичное ожерелье: пусть он потрогает каждую пуговичку, переберет их все пальчиками. Следите за тем, чтобы маленький ребенок не пытался надеть это «ожерелье» на шею; это может быть опасным. Лучше сделать «ожерелье» таким, чтобы по диаметру оно было меньше головы ребенка.
В дальнейшем, когда ребенку исполнится 2,5-3 года, с помощью этого «ожерелья» можно проводить обучающие занятия: «Изучаем цвета», «Учимся считать», «Знакомимся с геометрическими фигурами».
Маленький футболист
В эту игру могут играть как мальчики, так и девочки, начиная с шести месяцев. Возьмите легкий мячик или воздушный шарик. Привяжите его к ножке малыша на короткую ниточку— так, чтобы он смог попинать его. Естественно, эта игра предполагает и ваше участие, вы должны поддерживать «маленького футболиста», который научился гонять мяч раньше, чем ходить.

От 9 месяцев до 1 года
Чудо-карман
Многие дети любят играть с мелкими предметами. Используйте эту возможность, чтобы занять малыша на некоторое время.
Наденьте фартук или любую другую одежду с нагрудным карманом. Положите в него несколько небольших предметов или игрушек. Когда вы возьмете малыша на руки, он с превеликим удовольствием начнет исследовать содержимое вашего кармана. Однако следите за тем, чтобы ребенок не брал в рот находящиеся там «сюрпризы».
Правша или левша?
Уже в возрасте девяти месяцев вы можете определить, какая рука у вашего малыша доминирующая - левая или правая. Сделать это совсем нетрудно.
Возьмите игрушку и положите ее прямо перед ребенком. Понаблюдайте, какой из ручек он возьмет ее. Затем поместите игрушку слева, а потом справа: он вновь и вновь будет тянуться к игрушке доминирующей рукой. Повторите этот эксперимент несколько раз, и вы сможете понять, правша ваш малыш или левша.
Если выяснится, что у вашего ребенка доминирующая рука — левая, не пытайтесь начать исправлять это насильно.
Достань игрушку
Поставьте малыша на ровную поверхность и держите его одной рукой за ножки, а другой - за талию. Перед малышом положите небольшую красивую игрушку. Ребенок должен наклониться вперед, взять игрушку двумя ручками и принять вертикальное положение. Затем малыш должен наклониться снова, но уже для того, чтобы положить игрушку на место.
Палочка-выручалочка
Малыш усаживается на пол, ноги вытянуты. Вы берете небольшую крепкую палочку и предлагаете ребёнку взяться на нее обеими руками.
Когда малыш крепко обхватит палочку, потяните ее так, чтобы ребенок с вашей помощью встал на ножки. После этого необходимо снова занять исходное положение. Повторите упражнение 4-6 раз.
С помощью этого упражнения укрепляются мышцы рук ребенка.
Тяни-толкай
Сядьте напротив малыша и вместе с ним (с разных сторон) возьмитесь руками за достаточно крепкое кольцо.
Теперь потяните кольцо на себя так, чтобы малыш накло¬нился в вашу сторону. Затем дайте возможность малышу привлечь вас к себе с помощью кольца.
Упражнение повторите 5 раз.
Игра «Тяни-толкай» способствует укреплению кистей и пальцев рук, а также развитию мышц спины.
Крутим-вертим
Уложите ребенка на спину. Ножки малыша согните в коленях и несколько притяните к животику. Теперь возьмите малыша за голени и начинайте медленно вращать ими то в левую сторону, то в правую. Колени при этом должны описывать в воздухе окружность. Сделать 10 вращательных движений обеими ногами.
Это упражнение развивает и укрепляет мускулатуру поясничной области позвоночника и пояса нижних конечностей.
Догонялки
Когда ваш малышок научится ползать, можете устроить для него игру «Догонялки». Покажите ребенку заводную игрушку (машинку, лягушку и др.), заведите ее и отпустите. А теперь попросите малыша достать ее и при этом сами «дого¬няйте» игрушку. Дайте ребенку обогнать вас, первому добраться до заветной игрушки.
Учимся ходить
Когда ваш малыш научится стоять самостоятельно и делать первые шаги, поиграйте с ним в игру «Учимся ходить».
На близком от малыша расстоянии поставьте красивую игрушку, например медвежонка. Привлеките внимание малыша к игрушке и скажите, имитируя голос медвежонка: «Малыш, идем ко мне, я твой любимый медвежонок. Поиграй со мной!» Желательно, чтобы игрушка стояла на стуле, который может послужить малышу опорой, когда он до него доберется.
Если малышу трудно преодолеть расстояние, подхватите его на полпути и вместе дойдите до желанной цели. В раннем возрасте очень важна смена впечатлений, поэтому одна и та же игрушка может быстро надоесть ребенку. Почаще вводите в игру новые интересные игрушки и предметы.

3.4. Обеспечение безопасности малыша.

Способствуйте стремлению ребенка к подвижности,
но всегда думайте о безопасности вашего малыша.

Своевременно сделайте безопасными для ребенка квартиру, балкон, сад.
• Обезопасьте все электрические розетки специальными пластиковыми
накладками, которые продаются в магазине электротоваров
• Защитите лестницы в доме вдоль перил специальными решетками
• Проверьте все места у балконов, с которых ребенок может свалиться
• Проследите, чтобы ребенок не мог просунуть голову между прутьями сделанной вами решетки
• Прячьте лекарства, чистящие и моющие средства, химикаты, алкоголь и сигареты в месте, совершенно недоступном для детей.
• Всегда держите у телефона номер детского врача и службы спасения
• Большой вред могут нанести ножи и ножницы. Никогда не ставьте на край стола посуду с горячим содержимым
• Убирайте подальше пластиковые пакеты и другие упаковочные материалы. Ребенок может надеть пакет на голову и задохнуться
• Обезопасьте острые углы мебели закругленными пластиковыми накладками
• Проверьте, нет ли среди ваших комнатных или садовых растений ядовитых видов. Маленькому ребенку должны быть недоступны также растения с шипами, растения с длинными побегами(лианы)
• Не забудьте о мерах предосторожности на даче. Садовый пруд должен быть огорожен, емкости для воды плотно закрыты. Не оставляйте садовые инструменты, прячьте удобрения и пестициды.
По-видимому, этот перечень источников опасности недостаточно полон. Было бы очень хорошо, если вы встанете на четвереньки и оглядите квартиру «глазами ребенка», чтобы проверить все ненадежные места. К тому моменту, когда ребенок становится все подвижнее и, катаясь, может двигаться в пространстве, удостоверьтесь, что на полу нет предметов, опасных для него. Это, прежде всего, мелкие вещи, нечаянно упавшие на пол, - ребенок в своей целеустремленности нащупает их и сунет в рот… В дальнейшем спрячьте в шкаф свисающие низко скатерти, так как ребенка интересует все, что находится в пределах его досягаемости.
Желаем вам счастливого материнства и отцовства.
(И. Гагаркина, О.Килина)