О семье

http://www.krasrab.com/archive/2009/11/25/10/view_article
ИРИНА ГАГАРКИНА: "РОДИТЕЛИ - ВЕЧНЫЕ СТУДЕНТЫ В ИНСТИТУТЕ СЕМЬИ"

На открытом заседании совета Гражданской ассамблеи края в Лесосибирске много говорилось на тему семьи. Но можно ли сегодня положиться на эту "ячейку общества", ведь и самому "ковчегу спасения" трудно быть на плаву при социально-экономических штормах, что сотрясают наше общество? "Мы не можем изменить социум, нужно научить семью адаптироваться к новым социальным условиям", - заявила руководитель Красноярской общественной организации "Институт семьи", член Совета Гражданской ассамблеи края Ирина ГАГАРКИНА. Но как это сделать? Поиску ответа на непростой вопрос и была посвящена наша беседа.

- Психологической устойчивости нужно учиться, чтобы знать о подводных камнях и обходить их. Нужно учиться быть родителями, в том числе и перенимая положительный опыт других семей. Без работы над собой мало что получится. И важно понимать, что педагогические ошибки родителей, их образ жизни, отношение к окружающим напрямую сказываются на детях. Семья, семейные традиции во многом определяют судьбу человека. Не случайно в ряде красноярских школ уже в течение восьми лет вводятся разделы программы "Основы семьеведения".
- Как детство своих детей сделать успешным стартом, с которого начинается жизнь?
- Разумеется, не только вкусно кормить и красиво одевать. В первую очередь родители сами должны быть настроены на позитив. Тогда и дети смогут вырасти с уверенностью в хорошем завтра, с ощущением хорошего сегодня. Увы, часто мы сами втягиваем детей в порочный круг своих переживаний и настроений. Нужно уметь и учиться подниматься над неблагоприятной жизненной ситуацией, избегать "заразы" уныния и отчаяния.
На самом деле даже аддиктивные формы поведения ребёнка, то есть зависимые (в том числе игромания, наркомания), родом из раннего детства, из родительских ошибок в воспитании.
- И что же делать родителям, как вести себя?
- С ребёнком в раннем возрасте (особенно до года и чуть старше) - не скупитесь на ласки! Сначала нужно посмотреть в глаза, сказать добрые слова, потом уж обнять. Не за плечо говорить, не затылку, а в глаза! Это вообще мощнейший психотерапевтический приём. Мамочкам детей, больных аутизмом, рекомендуется даже применять такой приём, называемый "холдинг-терапией", - смотреть ребёнку в глаза до сорока минут!
Ребёнку от года и старше важно своевременно удовлетворять все его физические потребности - в приёме пищи, пеленании, покачивании, тогда он чувствует себя защищённым. Чувствуя это, он будет стремиться оправдать родительское "вложение", это закрепится в сознании обязательно. Когда ребёнок начинает вставать на ножки и ходить, поменьше говорите ему "нельзя!", это ограничивает его самостоятельность, помогайте и вместе осваивайте окружающий мир. Научите его взаимодействовать с этим миром. Ему важно почувствовать себя сильным, смелым, такой ребёнок будет устойчив в дальнейшей жизни.
Если в три года просто говорить "нельзя!" и всё запрещать строго-настрого, то потом он не научится отстаивать свою позицию, утратит решительность, настойчивость в достижении цели. Мягко, в игре объясняйте, почему нельзя. Но не потому, что он просто маленький и неразумный. Вообще когда родители всё делают за ребёнка, когда без объяснения причин очерчивают круг запретов, то это может в дальнейшем быть причиной дезаптации в подростковом возрасте. Подросток должен уметь отстоять свою позицию, сказать "нет!" на предложения плохого, а это формируется с трёхлетнего возраста. Многим взрослым мешают детские страхи.
- А страхов нагоняем мы на детей изрядно...
- Ну да, не желает ребёнок спать, и его запугивают тёмной комнатой, да ещё и грозным голосом обещают приход "бабая". Страхи фиксируются и от мультиков-ужастиков. Нынешние молодые мамы выросли с куклой Барби, а не с пупсами-ляльками. Может, поэтому у них часто неласковое, эмоционально-холодное и агрессивное обращение с детьми.
- Как изживать эти страхи, как воспитывать в ребёнке смелость и самостоятельность?
- Многое решает творчество, совместные занятия с ребёнком - рисованием, лепкой, играми. Пусть он чувствует нежное мамино дыхание, папино крепкое плечо и руку, пусть слышит ободряющие слова! Общайтесь и играйте вместе с детьми! И дома, и на улице. Нет счастливее ребёнка, когда в футбол он играет вместе с отцом, когда на детской площадке с ним вместе бегают и устраивают весёлые игры его родные. Некогда? Столько дел, и нужно машину ремонтировать? Ну так возьмите ребёнка с собой в гараж...
Говорите с детьми, спрашивайте, узнавайте, какую музыку слушают, что смотрят по телевизору, в какие компьютерные игры играют. Многие мужчины понимают отцовство как обязательность в обеспечении семьи. И "пашут", не оставляя времени на простое общение с домашними. Но очень и очень часто успешность в бизнесе, состоятельность и независимость мужчины не спасает от острого чувства неудовлетворённости жизнью, а иногда и жесточайшей депрессии. Отсюда одиночество, даже обида на детей.
- Во время лесосибирских встреч сельские учителя представили двухполюсный образ семьи - либо неблагополучная при пьющих родителях (чаще отцах), либо материально обеспеченная, вроде бы и благополучная, но и там родители тоже в малой степени занимаются воспитанием, ибо им некогда - зарабатывают. Какой-то порочный круг. Как его разорвать?
- Сложно. Но можно. Родительскую ответственность за детей никто и никогда не отменял. Да, школа первая помощница, но семья - первый институт воспитания для человека. И родители в нём - вечные студенты.
Татьяна АЛЕКСЕЕВИЧ.