О духовном и нравственном

Как мы воспитываем современное поколение духовным и нравственно богатым? Мы хотим видеть детей счастливыми, успешными, гармонично развитыми. Посмотрим, что мы уже сделали для подрастающего поколения, а что еще предстоит сделать.
Духовность - совокупность проявлений духа в мире и человеке, объединяющее начало общества, выражающееся в виде моральных ценностей и традиций. Традиция – переводится как «передавать». Передаваемый предмет может быть и материальным и нематериальным (например, предается умение или навык), традиция — это прежде всего то, что не создано индивидом, то, что ему не принадлежит, будучи переданным кем-то извне. Благоприятный психологический климат в семье, моральный образ жизни родителей, приспособленность к жизни в обществе; психологическая устойчивость, легкость общения; социально состоятельные семьи, ведущие моральный образ жизни; интерес к учению, открытость для положительного опыта - основа для передачи традиций. Духовность часто называют объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций, сконцентрированные, как правило, в религиозных учениях и практиках.
Духовность отождествляется обычно с религиозностью традиционного толка. Укрепление духовности осуществляется в процессе проповеди и просвещения. Обучение основам духовной (религиозной) культуры имеет смысл вводить в школах 2 ступени. Примером может быть красивый ритуал посвящения во взрослую жизнь - акт взросления для детей в 14 лет- первое причастие. Но самый важный возраст для привития духовных ценностей ребенку - пять-шесть лет, т.е. в период игровой деятельности. Когда идет освоение им новых социальных ролей, правил, паттернов поведения. Осуществлять образовательные функции в этом возрасте в основном призваны родители, что же касается воспитателей детских дошкольных заведений, должен быть жесткий критерий отбора и подготовки кадров (тестирование и только после этого допуск к работе с детьми этой категории профессионалов).
Духовность – это объединяющие начала общества, сконцентрированные в художественных образах искусства. Вовлечение детей и подростков в творчество - самый важный шаг в профилактике аддиктивных (зависимых) форм поведения. То, что ребенок создает своими руками, какие видит произведения искусства и какую слушает музыку- способствует обогащению его внутреннего мира.
Проекция духовности в индивидуальное сознанием называется совестью. Родители являются главным примером для воспитания совестливого поведения. Взывать к ребенку о хороших поступках, будучи самим несправедливыми или лживыми, – пустое. Поэтому определенные сложности имеются при воспитании ребенка в дисфункциональной и асоциальной семье.
Укрепление духовности осуществляется в процессе идейно- воспитательной или патриотической работы. Увлечение военными играми – реконструкцией вызывает интерес не только у самих участников, но и зрителей. Возврат к военно-спортивным играм, например «Зарница» - это возможность в игровой форме сформировать чувство долга, ответственности у подростков.
В условиях идеологического вакуума, как правило, наблюдается кризис духовности - кризис доверия и разобщённость. Объединение молодежи вокруг «национальной идеи» - одна из мер преодоления этого вакуума.
В современном обществе с развитием информационных технологий на формирование духовности оказывает, например, реклама. Поскольку реклама пропагандирует определённый стиль жизни. Перед СМИ стоит жесткая задача – отфильтровывать рекламные ролики, препятствующие позитивному восприятию семьи и семейных ценностей (примером могут быть ролики, унижающие жен, мужей, иронично отзывающиеся о теще).
Духовность — это традиция бережного отношения к самому себе, окружающим людям, окружающему миру, природе, передающаяся из поколения в поколение. Не зря говорилось, что настоящий мужчина (надежный) должен дерево посадить, дом построить, сына вырастить.. В современной России природные богатства часто нещадно уничтожаются и бесконтрольно продаются. А в прежних традициях берегли угодья. Дом передавался от отца к старшему сыну в наследство, создавалась и родословная - «дерево рода». Духовность воспитывается в семье. Чем крепче семья, чем крепче в ней связь между поколениями, тем выше шансы воспитания в ней духовно развитого человека. Духовность — свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными. Особенности этнокультуры и этнопсихологии семьи имеют отличия в западной и восточной культуре. Цивилизация Запада учит людей работать, конкурировать, соревноваться; а значит спешить и обгонять других, достигать поставленные цели, учит индивидуализму и достижению комфорта. В основе всех этих действий лежит напряжение всех наших сил и возможностей: физических, психологических, душевных. Мы (сибиряки) всё более втягиваемся в образ жизни, характерный для человека Запада. У многих это получается, но «дорогой ценой».
Цивилизация Востока учит избавлению от страданий, поиску высшего смысла, достижению покоя. В основе всех этих действий часто лежат особые пути сосредоточения. Для восточной культуры характерны коллективизм, единение, взаимная поддержка.
Нравственность — есть внутренняя установка действовать согласно своей совести и свободной воле. Свободу, однако, в современном обществе часто понимают как вседозволенность, что является проявлением незрелости и инфантильности. Помочь взрослеть нашей молодежи могут и должны, прежде всего, родители. Для любого человека важно быть нужным. Занятость важна и для детей, и подростков. Для этого необходимо создание условий в окружающей ребенка среде (семье, образовательном учреждении, месте непосредственного проживания). Занятость в общественно полезный труд – одно из важных условий взросления, осознание своей нужности, повышения уровня самооценки. С подросткового периода необходимо вовлекать человека в трудовую и волонтерскую деятельность. Естественно, что о предоставлении фронта трудовой деятельности должны позаботиться муниципальные службы. В современном обществе упал престиж многих рабочих профессий, что негативно сказывается на воспитании молодежи.
Мораль - внешнее требование к поведению индивида, (наряду с законом). Именно с нравственностью связано различение добра и зла. В отличие от пользы и вреда, добро и зло связаны с намеренностью некоторой свободной воли. Воспитывать понятия «что такое хорошо и что такое плохо» необходимо ребенку в дошкольном возрасте. Часто мы с эти запаздываем.
Итак, на наш взгляд, чтобы решить проблемы духовно-нравственного воспитания детей, нужно совсем- то немного – быть нам самим духовно богатыми и высоконравственными.